Чехов и театр

Антон Чехов внес огромный вклад в развитие и становление русского театра. Врач по профессии, он подарил миру пьесы, ставшие мировой классикой драматургии. В день 160-летия со дня рождения великого русского писателя рассказываем, как театр появился в жизни Чехова и как они изменили друг друга.
С театром Антон Чехов познакомился, когда ему было 13. Спустя годы увлечение гимназических лет станет для него делом всей жизни — в театре поставят пьесы Чехова, которые принесут ему всемирную известность, тут он встретит главную музу и любовь всей своей жизни — Ольгу Книппер-Чехову.
В таганрогский театр Антон Павлович ходил вместе с братьями. Первой постановкой, которую они увидели, была оперетка «Прекрасная Елена».
Чтобы попасть на первые места, мальчики приходили за два часа до начала представления, а чтобы взять билет на галерку, собирали последние деньги. В театр шли, не зная, что показывают на сцене — драму, оперу или оперетку. «Нам все было одинаково интересно», — вспоминал Иван Чехов.
В гимназии, где учились Чеховы, увлечение театром не одобрялось. Чтобы попасть на спектакль, ученикам нужно было получить письменное разрешение у классного наставника. Галерка, на которую у большинства и хватало денег, считалась местом, куда ходят только одни подонки, вспоминал старший брат Антона Александр Чехов.
Еще одним способом попасть в зал было «переодевание». Гимназисты одевались в штатское, гримировались, приклеивали усы и бороду. «Идя из театра, мы всю дорогу, не замечая ни погоды, ни неудобной мостовой, шли по улице и оживленно вспоминали, что делалось в театре. А на следующий день Антон Павлович все это разыгрывал в лицах», — писал Александр.
Собственным спектаклям на большой сцене предшествовали домашние постановки. Впечатлившись от увиденного в театре, Антон Чехов в роли режиссера и постановщика ставил свои интерпретации в кругу семьи. С братьями и сестрами он разыгрывал гоголевского «Ревизора». Были эксперименты и в любительском театре, который в пустующем амбаре в глубине двора организовали Александр и Николай Чеховы и их друг Александр Яковлев, сын известного в Таганроге трагика. В пьесе «Ямщик, или Шалость гусарского офицера» Антон Чехов блестяще сыграл старуху-старостиху (жену старосты).
До Художественного театра, с которым ассоциируют имя Чехова-драматурга, были неудачные постановки в театре Корша, где остался непонятым «Иванов». В театре г-жи Абрамовой, ныне не существующем, не нашли отклика в зрительном зале «Леший» и «Дядя Ваня». Сокрушительным стал провал «Чайки» в 1896 году на сцене Александринского.
Как новая страница в истории русского и мирового театрального искусства «Чайка» предстала перед зрителями на сцене Московского Художественного театра. Несмотря на то, что Чехов после ряда неудач работать с театром Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко согласился не сразу, Художественный театр стал для писателя вторым домом. Антон Павлович бывал на репетициях. Режиссеры и артисты часто обращались к нему за советами.
17 декабря 1898 года состоялась триумфальная премьера «Чайки». Через год новый успех: 28 октября 1899 года овациями был встречен «Дядя Ваня». Так, всякий раз постановки Чехова на сцене Художественного театра становились событиями большого общественного значения. Специально для этого театра Чехов напишет «Три сестры» и «Вишневый сад» — пьесы, которые поставят на театральных сценах по всей стране.
В условиях советской действительности пьесы Чехова приобретают особое значение и силу. Великая Октябрьская социалистическая революция, открывшая новую эпоху в истории, превратила в реальную и близкую действительность мечты чеховских героев о счастливой жизни, созидательном творческом труде.* В 80–90-е появляются оригинальные трактовки пьес автора. Зарождаются традиции проведения чеховских театральных фестивалей в Ялте и Москве.
О вкладе Чехова в развитие мировой драматургии говорили крупнейшие деятели искусства Европы и Америки. Так, Томас Манн посвятил русскому писателю и его роли в немецкой литературе ХХ века очерк «Слово о Чехове». С 50-х годов чеховские пьесы ставились в театрах Китая, Кореи, Японии.
Автор: Дарья Калинина
Редактор: Дзерасса Гагулова
Дизайнер: Василина Баженова
Источники:
— «А. П. Чехов в театре» —Москва: Государственное издательство изобразительного искусства, 1955
— Абрамова Н.С., Вебер Г.С., Тишина З.В. «Из школьных лет Антона Чехова» — Москва: Детгиз, 1962 — с.128
— Коноплева Е.П., Ивашененкова Е.Н., Белова Л.П., Дымов А.С., Щеглова С.А. «…Таганрога я не миную». Чехов в Таганроге\\ Под общей редакцией д.ф.н. Лакшина В.Я. —Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство, 1985 — с.224
— Пьесы А.П.Чехова. Альбом «Солнца России», № 7, 1914 год
— А.П. Чехов и мировая культура: К 150-летию со дня рождения писателя. Сб. материалов Международной научной конференции. Ростов-на-Дону, 1–4 октября 2009 года.
Источник материала
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Miriam на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Читайте также:

вверху новые вверху старые
Оповестить
Linda
Linda

И вот что странно, Минкульт довольно долго молчал о юбилее. Видимо, некогда хотя бы статью написать- портфели делят

Колонизатор
Колонизатор

Или Чехова не читали))