Два века Петипа

Мариус Петипа — педагог и балетмейстер, создатель классического репертуара, автор балетов «Раймонда», «Спящая красавица», «Дон Кихот», «Лебединое озеро».

Петипа приехал из Франции в 1847 году: тогда Дирекция Императорских театров предложила ему годовой контракт, который в итоге стал бессрочным. Карьеру в России он начал как танцор, а с годами стал полновластным хозяином русского балета. За годы работы в Императорских театрах Петипа поставил около 60 спектаклей — многие из них и сегодня не выходят из репертуаров театров по всему миру.

«Культура.РФ» и Театральный музей имени А.А. Бахрушина представляют совместный проект в год 200-летия со дня рождения Мариуса Петипа.
До 10 июня в музее можно увидеть выставку «Два века Петипа»: архивные документы и фотографии, книги и афиши, живопись и эскизы костюмов.

7 фактов о Петипа

Обе жены Мариуса Петипа были актрисами Императорских театров, а сам он вырос в артистической семье. Актрисами служили его мать и сестра, отец работал балетмейстером, а старший брат, Люсьен Петипа, — директором Французской оперы.

В России Петипа взял отчество Иванович: так французу, приехавшему покорять  Северную столицу, было легче адаптироваться к местной культуре.

Изначально в Россию должен был приехать не Мариус Петипа, а его старший брат. Дирекция Императорских театров хотела нанять хорошего классического танцовщика, будущего партнера примы-балерины Елены Андреяновой. Переговоры вели с Люсьеном Петипа, однако он порекомендовал вместо себя младшего брата. Прошение удовлетворили, и Мариус Петипа оказался в Петербурге.

Мариусу Петипа пришлось работать при четырех императорах: Николае I, Александре II, Александре III  и Николае II.

Через неделю после премьеры балета «Пахита» — первой постановки балетмейстера в России — Петипа получил подарок от Николая I перстень с рубинами и восемнадцатью бриллиантами.

В Европе о постановках Петипа узнали довольно поздно, только в 1921 году. Именно тогда дягилевская труппа «Русского балета» впервые исполнила «Спящую красавицу» на гастролях в Лондоне. Английская публика была поражена красотой и масштабностью русского балета.

Когда Мариус Петипа уходил из театра, ему назначили внушительную пенсию — 9 000 рублей в год. Балетмейстрер писал об этом: «Получаю 9 000 рублей годовой пенсии, продолжая до смерти числиться на службе. Это великолепно». Последней работой балетмейстера стал балет «Романс бутона розы и бабочки» 1904 года для Эрмитажного театра. Однако премьера постановки не состоялась.

ЛЕГЕНДАРНЫЕ БАЛЕТЫ ПЕТИПА
«Дочь фараона», 1862 год. Большой театр Санкт-Петербурга

С этим балетом Мариуса Петипа дебютировал как главный балетмейстер Императорских театров. Он не только создал хореографию, но и включился в работу над либретто. Вместе с драматургом и либреттистом Анри Сен-Жоржем они превратили новеллу Теофиля Готье «Роман мумии» в прекрасный балет, который много лет шел с оглушительным успехом. На премьере петербуржцев поразило роскошное оформление постановки: великолепные костюмы в восточном стиле, египетские пирамиды в качестве декораций и даже спецэффекты, имитировавшие песчаные бури пустыни. К 1879 году, когда «Дочь фараона» прошла на сцене 150 раз, в знак признания зрители преподнесли Петипа лавровый венок.

«Дон Кихот», 1869 год. Большой театр
Балетная версия знаменитого романа Мигеля Сервантеса считается самой «московской» постановкой Петипа: обычно премьера балета проходила в столичном Петербурге и только потом отправлялась в «провинциальную» Москву. «Дон Кихот» же перекочевал на петербургскую сцену лишь через два года, в 1871-м. Интересно, что в балете сюжетные акценты расставлены иначе, чем в романе. Рефлексирующий рыцарь Дон Кихот в постановке Петипа оказался второстепенным персонажем, а сюжетное ядро перенеслось на интригу Китри и Базиля. Петипа мастерски стилизовал испанские танцы: до приезда в Россию Петипа несколько лет жил в Испании, работал там и постигал местную культуру.
«Накануне первого представления моего балета «Дон Кихот» отправился я на Семеновский плац и там, на Конном рынке, отыскал лошадь, достойную стать Росинантом. В вечер премьеры на сцену пришли великие князья, чтобы полюбоваться этой лошадкой с уныло повисшей головой, торчащими ребрами и волочащейся задней ногой. Великий князь Константин Николаевич спросил меня:— Петипа, где это вы раздобыли такую лошадь, это же настоящий Росинант?
— Купил на Семеновском плацу, ваше высочество!
— И сколько за нее дали?
— Девять рублей, ваше высочество.
— Да это просто даром, Петипа! Теперь у вас одной артисткой больше!»
Из мемуаров Мариуса Петипа

«Баядерка», 1877 год. Большой театр Санкт-Петербурга
Последний балет романтической эпохи и первый из тех, что считаются подлинными шедеврами Мариуса Петипа. К работе над сценарием он привлек историка балета Сергея Худекова, автора масштабного четырехтомника «История балета всех времен и народов». В основу сюжета легла древнеиндийская драма Калидасы «Сакунтала» в интерпретации Теофиля Готье. Ранее этот сценарий использовал в своей постановке Люсьен Петипа. Однако балет Мариуса Петипа не стал копией французской постановки: обрусевший балетмейстер создал совершенно особую хореографию и выразительные образы. В 1900 году сам Петипа перенес балет на сцену нового Мариинского театра. В главной роли возобновленной постановки блистала Матильда Кшесинская.

«Спящая красавица», 1890 год. Мариинский театр

Эту постановку часто называют «энциклопедией классического балета». «Спящая красавица» стала первой общей работой Мариуса Петипа и Петра Чайковского. В 1889 году Чайковский получил от Петипа подробный план-заказ музыки к балету, хотя до этого музыку к постановкам писали штатные композиторы Императорских театров. Балетмейстер с точностью до малейших деталей проработал сценическое действие до того, как была написана музыка. Например, реакция Авроры на укол веретеном, по задумке хореографа, длилась «от 24 до 32 тактов». Чайковский сохранил все требования Петипа и создал музыкальный шедевр. Над либретто Петипа работал вместе с директором Императорских театров Иваном Всеволожским. Оно оказалось гораздо интереснее оригинала Шарля Перро: в нем появились новые персонажи, а пространство наполнилось новыми деталями, которые сделали спектакль ярким и зрелищным.

«Дорогой и многоуважаемый сотрудник! Я почти что окончил эскизы пятой картины балета «Спящая красавица». Все будет кончено не позже как к 1 июня. Но интересно было бы знать, правда ли то, что я вычитал в одной русской газете. Она сообщает, что постановка нашего балета отложена на сезон 1890/91 года, а в предстоящий сезон намереваются возобновить балет «Конек-Горбунок». Дело в том, что если известие это верно, то я мог бы не очень торопиться с инструментовкой балета, имея в своем распоряжении целый год, и даже больше; если же это только утка, я должен немедленно приступить к делу, чтобы партитура всего балета была готова к сентябрю. <…> Около 25 мая думаю приехать дня на два в С.-Петербург и, если застану еще Вас там, буду иметь удовольствие повидать Вас. До свидания, дорогой друг и сотрудник.Искренно Вам преданный П. Чайковский».

Из письма Петра Чайковского Мариусу Петипа

«Лебединое озеро», 1895 год. Мариинский театр
Впервые  «Лебединое озеро» на музыку Петра Чайковского поставил Вацлав Рейзингер в Большом театре еще в 1877 году. Балет шел на сцене восемь лет, но особым успехом у зрителей не пользовался. Петипа реанимировал постановку в 1895 году вместе с балетмейстером Львом Ивановым. Они изменили либретто, а композитор Риккардо Дриго переработал партитуру. Одним из главных новаторств стала партия черного лебедя: Петипа объединил образы двух героинь-антагонистов — Одетты и Одиллии — и создал в спектакле дополнительный эмоциональный акцент. Чайковскому так и не удалось увидеть новую версию балета: в 1893 году композитор скончался.

«Балет «Лебединое озеро» был впервые поставлен в Москве и никакого успеха там не имел. Узнав об этом, я поехал к директору и сказал ему, что не могу допустить, чтоб музыка Чайковского была плоха, чтоб его произведение не имело никакого успеха; не в музыке, должно быть, дело, а в постановке балета, в танцах. Я просил директора разрешить мне воспользоваться произведением Чайковского и, использовав сюжет по-своему, поставить балет в Петербурге».
— Из мемуаров Мариуса Петипа

 

«Раймонда», 1898 год. Мариинский театр
Работать над этим балетом Мариусу Петипа пришлось в сжатые сроки: Дирекция Императорских театров заказала постановку всего за год до желаемой премьеры, которая была запланирована на сезон-1897/98. Музыку к постановке написал Александр Глазунов. Композитору пришлось трудиться под строгим контролем Петипа, однако позже он вспоминал: «В этих железных оковах разве не скрывалась лучшая школа для развития и воспитания чувства формы? Разве не нужно учиться свободе в оковах?». Общая работа хореографа и композитора сделала балет гармоничным и целостным. Именно в «Раймонде», по мнению исследователей, Петипа передал всю палитру балетного стиля XIX века.

Источник материала
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Linda на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Читайте также:


Комментарии