Glenn Miller Orchestra

https://youtu.be/09wff8ZRhUE

Олтон Гленн Миллер родился 1 марта 1904 г. в забытом богом городке Кларинда, в юго-западной части кукурузного штата Айова. Его предки были американскими пионерами, отправившимися в середине XIX века на запад континента в поисках лучшей доли.

Первый тромбон 14-летнему Гленну подарил мясник, в лавке которого он временами подрабатывал. Он заиграл на нем в школьном танцевальном оркестре. 17-летний Гленн был так захвачен новомодными танцевальными ритмами, что в день вручения школьных аттестатов сбежал из дома, чтобы поиграть на танцах в оркестре городка Лэрами в штате Вайоминг. Директор школы вручил аттестат его матери, заметив, что она заслужила его больше, чем ее сын.

Надо сказать, что и в Колорадском университете, куда Миллер поступил в 1923 году, он не утруждал себя наукой, предпочитая университетский танцевальный оркестр. Через полтора года он бросил учебу и отправился в Лос-Анджелес в составе оркестра Макса Фишера.

Гленн Миллер был сложной и противоречивой натурой. Его друг и биограф Джордж Саймон отмечает, что он открывался лишь очень немногим близким людям. «Его любимым писателем, — пишет Саймон, — был Деймон Раньон. Его любимой книгой была Библия. Спенсер Трейси и Оливия де Хэвиленд были его любимыми киноактерами. Он очень любил удить форель, играть в бейсбол, слушать хорошую музыку, допоздна спать и… деньги.

Внешне Гленн Миллер мало походил на джазмена: благообразные черты лица, тонкие губы, старомодная металлическая оправа очков — лицо банкира, бизнесмена с Уолл-стрит или бухгалтера торговой фирмы. К этому можно добавить предупредительные, корректные манеры, нескрываемую амбициозность и эмоциональную сдержанность (многие близко знавшие Миллера люди считали его «холодной рыбой»). У него была редкая для его профессии репутация трезвенника — однажды Миллера даже изгнали из бара, где он ничего не пил и тем смущал других посетителей.

Когда Гленна Миллера спросили, какое событие можно назвать поворотным пунктом в его музыкальной карьере, он ответил: «Интерес, который проявил ко мне Бен Поллак, когда пригласил играть в своем оркестре и писать для него аранжировки». Биг-бэнд Поллака был подлинным джаз-оркестром, и именно там Миллер прошел джазовое крещение. В этом оркестре он встретил игравшего там Бенни Гудмана, с которым у него завязалась дружба, длившаяся всю его жизнь.

this-is-benny-goodman

Миллер продемонстрировал завидную джазовую интуицию, написав в 1931 г. аранжировку композиции Уильяма Хэнди «Beal Street Blues» для гудмановского ансамбля Сharlеston Chasers, в которой предвосхитил многие стилистические черты музыки «короля свинга» последующих десятилетий.

Серьезной подготовкой к руководству собственным оркестром стала для Миллера работа аранжировщиком в оркестре братьев Джимми и Томми Дорси, которым он помог в 1934 году создать их первый оркестр, а также организация оркестра для английского бэнд-лидера Рэя Ноубла в 1935-м.

Джимми и Томми Дорси

Джимми и Томми Дорси

 

В 1937 г. Миллер решил реализовать свою мечту и собрать собственный биг-бэнд. Однако первый блин оказался комом: оркестр не вызвал особого интереса у публики и просуществовал лишь чуть больше года. В январе 1938-го Миллер предпринял вторую попытку и включил в новый оркестр своих старых друзей, — саксофонистов Хэла Макинтайра и Текса Бенеке, трубача Боба Прайса, пианиста Чамми Макгрегора, басиста Ролли Бандока. Пели в оркестре Марион Хаттон и Рэй Эберл. Именно из этого ростка и взошло могучее древо миллеровского бэнда, звучанию которого вот уже около 70 лет подражают бесчисленные его музыкальные клоны в разных странах. На этот раз фортуна не отвернулась от Миллера: неожиданно он получил ангажемент в престижном казино «Глен Айленд», откуда велись радиотрансляции. Оркестр играл там весь летний сезон 1938 г. Осенью 1939-го биг-бэнд Миллера начал серию радиопередач, рекламирующих сигареты «Честерфилд», которые увеличили растущую популярность оркестра. Все это принесло Миллеру контракт с крупнейшей фирмой звукозаписи RCA.

Надо сказать, что, несмотря на популярность, музыка оркестра Миллера не менее обманчива, чем внешность его лидера. В ней очень немного джазовых жанровых признаков, особенно бросается в глаза почти полное отсутствие импровизации — непременного компонента подлинного джаза. Один из музыкантов его оркестра рассказывал: «Мы не только тщательно репетировали аранжировки, но по тысяче раз оттачивали каждый такт — до тех пор, пока он не удовлетворял Миллера».

«Я вовсе не хочу быть королем свинга или кем-либо еще, — говорил Глен Миллер. — Я предпочел бы, чтобы у моего оркестра просто была репутация одного из лучших бэндов». Ему удалось этого добиться: он создал лучший оркестр танцевальной музыки своего времени.

Однако своим успехом оркестр Гленна Миллера был обязан не только деловым качествам его лидера, но и его выдающемуся таланту аранжировщика. Бобби Хэккет называл своего шефа «гением аранжировки, способным несколькими штрихами придать новое звучание старой теме».

Одно из изобретений Миллера-аранжировщика придавало уникальный колорит музыке его оркестра — так называемый «crystal chorus» — унисонное звучание кларнета и четырех саксофонов; со временем это прием стал расхожим в джазе.

Между сентябрем 1938-го и июлем 1942-го оркестр Гленна Миллера записал на пластинки более двухсот композиций. Среди них такая миллеровская классика, как «Chattanooga Choo-Choo», «Tuxedo Junction», «The American Patrol», «Kalamazoo», «Little Brown Jug», «Pennsylvania 6-5000», «String of Pearls». Два популярнейших кинофильма, в которых снялся биг-бэнд Гленна Миллера, — «Серенада солнечной долины» (1941) и «Жены оркестрантов» (1942) — завершили восхождение его лидера на Олимп американской популярной музыки.

После вступления США в войну с Японией (декабрь 1941 г.) Гленн Миллер решил записаться добровольцем во флот. Однако он вышел из призывного возраста (ему было 38), и его прошение было отклонено. Тогда он написал в августе 1942 г. письмо в министерство обороны, предлагая создать армейский оркестр для работы в войсках, «чтобы, — как он витиевато выразился, — вдохнуть немного энергии в ноги наших марширующих солдат и немного больше радости в их сердца». Предложение Миллера было принято. 27 сентября 1942 г. его оркестр дал свой последний концерт в Пассейке, штат Нью-Джерси.

Находясь на вершине славы и успеха, Гленн Миллер распустил свой знаменитый бэнд, а в июне 1943 г. его Армейский оркестр военно-воздушных сил (Glenn Miller Army Air Force Band) в составе 45 музыкантов стал реальностью. К оркестру были прикомандированы популярные эстрадные вокалисты — Джонни ДезмондТони Мартин и Дайна Шор. В июле того же года военный оркестр во главе с капитаном (впоследствии майором) Миллером был переправлен в Лондон, где размещался штаб американских вооруженных сил в Европе. В Англии в течение последующих пяти с половиной месяцев биг-бэнд американских ВВС выступал на военных базах союзников и играл на радио Би-би-си. Интенсивность его работы была поразительной. Миллер писал в одном из писем жене, что в течение одного месяца его оркестр 35 раз выступил в войсках и участвовал в 40 радиопрограммах.

Война близилась к концу, союзники освободили Париж. Планировалась переброска оркестра Миллера на континент. Майор Гленн Миллер должен был вылететь в Париж, чтобы подготовить там условия для предстоящего рождественского выступления своего оркестра в зале «Олимпия». 15 декабря 1944 г. он вылетел во Францию на небольшом одномоторном самолете «Норсман С-64» с авиабазы «Твинвуд Фарм». Стоял густой туман, даже птицы, как заметил перед отлетом Миллер, опустились на землю. Самолет, в котором он летел, так и не достиг Франции, его след затерялся где-то над Ла-Маншем. Ни тело Миллера, ни остатки его самолета не были найдены. Сразу же возникло множество слухов о загадочной смерти лидера популярнейшего оркестра.

Впервые достоверная информация о гибели Глена Миллера появилась в апреле 1999 г., когда на лондонском аукционе «Сотбис» был продан бортовой журнал военных лет одного из бомбардировщиков британских ВВС. Его второй пилот Фред Шоу поведал тогда журналистам, что самолет, на котором Гленн Миллер летел во Францию, стал жертвой бомб, сброшенных в Ламанш его эскадрильей.

В канун нового 2002 г. по британскому телевидению был показан документальный фильм под названием «Последний полет Гленна Миллера», в котором Шоу рассказал, как это произошло. Эскадрилья британских бомбардировщиков возвращалась из Бельгии, где ей не удалось выйти на цель и отбомбиться, — не подоспели истребители прикрытия. Инструкция запрещает посадку бомбардировщиков с грузом бомб, поэтому «ланкастеры» должны были до возвращения на свой аэродром сбросить бомбы в море. Для этой цели в Ламанше была выделена специальная зона. Шоу никогда до этого не видел бомбометания, поэтому, когда его самолет достиг этой зоны, он посмотрел вниз и увидел под собой маленький одномоторный «Норсман С-64». Моноплан летел низко над водой и под ним рвались бомбы. «Я тогда еще сказал нашему пулеметчику, — рассказывает Фред Шоу, — «посмотри, что делается внизу, там самолет». И он мне ответил: «Да, вижу»… Я видел, как этот самолет вошел в пике и исчез в проливе».

На законный вопрос, как ему удалось опознать «Норсман» — самолет канадского производства, очень редкий в Англии — Шоу ответил, что проходил летную подготовку в Манитобе, в Канаде, и хорошо знает эти самолеты.

Еще более достоверной сделало эту версию гибели Гленна Миллера участие в фильме историка авиации, сотрудника архива британских ВВС Роя Несбита, который потратил несколько лет на выяснение обстоятельств гибели знаменитого музыканта. По словам Несбита, зона для сброса бомбового груза перед посадкой самолетов британских ВВС находилась примерно в двух милях от воздушного коридора, по которому должны были летать на континент самолеты союзников. У пилота миллеровского самолета не было опыта полета в густом тумане вслепую, и он вполне мог сбиться с маршрута. Кроме того, известно, что на «Норсманах» не было устройства для борьбы с оледенением, так что пилот самолета Миллера не мог зимой лететь выше полосы тумана и туч. В такую погоду у него оставалась лишь одна альтернатива — прижиматься как можно ближе к земле (воде). Единственная проблема, которую не удавалось разрешить британскому историку, состояла в том, что время появления британской эскадрильи в зоне бомбометания, согласно ее бортовым журналам, и время возможного появления там самолета Миллера, учитывая время его вылета и скорость, разнятся в один час. «Я долго ломал голову, в чем здесь дело, — рассказывает Рой Несбит, — пока не выяснил, что американские пилоты при расчетах пользовались местным временем, тогда как британские — временем по Гринвичу, а между ними час разницы». Когда английский эксперт запросил министерство обороны и попросил проверить его расчеты, ему ответили: «В ваших расчетах нет ошибок, однако их доказательство покоится на дне Ла-Манша».

После гибели Миллера оркестр перешёл под управление его ближайшего друга, певца и саксофониста, Текса Бенеке. Через несколько лет наследники Миллера наняли нового руководителя — Рэя МакКинли, барабанщика из военного музыкального коллектива Миллера.

Оркестр продолжает записывать и исполнять композиции под управлением разных дирижёров, среди которых были знаменитые кларнетисты Бадди ДеФранко и Пинатс Хако, с 1956 по настоящее время. Сегодня возглавляется тромбонистом Ларри О’Брайеном.

Из-за невозможности физически представить чрезвычайно популярную музыку Гленна Миллера на всём земном шаре всем желающим были созданы ещё три лицензионных оркестра, имеющие право на выступления в странах Старого Света:Glenn Miller Orchestra UK под управлением Рэя Маквея — существует с 1985 года, Glenn Miller Orchestra Scandinavia под управлением Яна Слотенаса — получил лицензию 1 июля 2010 года и, наконец, Glenn Miller Orchestra Europe под управлением Вила Салдена — существует с 1990 года. В частности, по России и постсоветским странам гастролирует последний коллектив, имеющий исключительное право c 2007 года на выступления на данных территориях. За это время им даны более 100 концертов.

Знаменитые музыкальные композиции из репертуара оркестра Гленна Миллера mix на YouTube           https://www.youtube.com/playlist?list=PL61C99DD5E420301C

****

Эта моя авторская статья, переопубликованная со старого топа http://topru.org/17549/glenn-miller-orchestra/

Материал: Miriam Kogan
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Miriam на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...

2 Комментарий
Старые
Новые
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии