Мошенничества с электронной подписью

Недвижка
Недавно риэлторское сообщество Москвы обсуждало дерзкое мошенничество. Пожилой отец оформил дарственную на квартиру в Москве на единственного сына, документы отправились в сейф. Но однажды отец обратил внимание, что в платежке за ЖКУ указана чужая фамилия

В МФЦ подтвердили: квартира принадлежит совсем другому человеку. Сотрудники предположили, что жилье продал новый собственник — сын пожилого человека, а отцу ничего не сказал. Но сын заявил, что никаких сделок с квартирой не совершал, и со всеми документами отправился разбираться в Росреестр.

Там ему сообщили, что передача прав действительно состоялась осенью 2018 года с использованием электронной подписи, полученной через личный кабинет на портале госуслуг. Никаких бумажных документов при этом не потребовалось.

Сын утверждает, что не получал никакой электронной подписи, хотя той осенью его личный кабинет пытались взломать (техподдержка тогда заявила об отсутствии «аномальных действий»).

Сведений о нотариусе, который заверил сделку, Росреестр сообщить не смог: система не владеет подобной информацией.

Впрочем, в этой сделке обошлось без участия нотариуса: переход собственности оформлен как «дар», а договор дарения с обеих сторон был скреплен электронными подписями. Покупателем оказался человек, зарегистрированный в Уфе.

Темная история

Эксперт по безопасности сделок с недвижимостью Сергей Вишняков считает, что эта история не лишена пробелов.

ПОДДЕЛАТЬ МОЖНО УПРОЩЕННЫЙ ВАРИАНТ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ (ЭП), НО СДЕЛКИ С КВАРТИРАМИ НЕ ПРОВОДЯТСЯ ПО УПРОЩЕННОЙ ПОДПИСИ.

«Для подписания договора купли-продажи необходима усиленная ЭП, ее можно лично получить в удостоверяющих центрах, которые имеют право их оформлять. Например, в списке удостоверяющих центров есть знакомое всем БТИ».

Комментарии пользователей:

«Покупали квартиру через электронную регистрацию. Подписываешь бумажки удаленно, отправляешь скан, выпускают ЭЦП, которую ты и не видишь — она остается у выпустившей компании. Далее звонят и просят код из смс — этим и подписываешь. Телефон при этом можешь указать любой. Все, сделку оформили и ты без личного участия стал собственником или так же лишился собственности. Компаний, выпускающих ЭЦП уже более 40. Кто-то, да продастся, как и некоторые нотариусы». (Евгений)

«Моей сестре 81 год. ни о каких электронных подписях понятия не имеет Но тем не менее без её ведома была выпущена усиленная электронная подпись и открыто на её имя 11 предприятий». (Татьяна)

В Росреестре правдивость этой истории  все-таки подтвердили. «В отношении данного факта Управлением Росреестра по Москве были проанализированы документы, представленные на государственную регистрацию права. В Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) действительно содержатся сведения о том, что в октябре 2018 года был совершен переход права на квартиру на основании договора дарения, составленного в простой письменной форме. Документы были поданы сторонами сделки в электронном виде и удостоверены их электронными подписями», — так ответило ведомство на наш запрос.

Получается, нужно срочно предпринимать меры для защиты своего имущества сегодня, чтобы не остаться без жилья завтра?

Только личное присутствие

В Росреестре дали совет — подать заявление о невозможности государственной регистрации без личного участия правообладателя.

«Заявление о невозможности государственной регистрации перехода, ограничения (обременения), прекращения права на принадлежащие вам объекты недвижимости без вашего личного участия (или вашего законного представителя) можно подать в одном из многофункциональных центров «Мои документы». Запись в ЕГРН о данном заявлении вносит государственный регистратор Росреестра», — пояснили в ведомстве.

НАЛИЧИЕ В ЕГРН ПОДОБНОЙ ЗАПИСИ СЛУЖИТ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ВОЗВРАТА БЕЗ РАССМОТРЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ, КОТОРЫЕ ПОДАЮТСЯ НЕ ТОЛЬКО ТРЕТЬИМИ ЛИЦАМИ ПО НОТАРИАЛЬНО УДОСТОВЕРЕННОЙ ДОВЕРЕННОСТИ, НО И НОТАРИУСАМИ.

Эксперт по безопасности сделок с недвижимостью Сергей Вишняков скептически относится к совету Росреестра. Использование ЭП эквивалентно личному участию.

«Усиленная цифровая подпись — цифровой аналог подписи. И при регистрации она будет восприниматься как и личное присутствие».

По словам Вишнякова, эффективно было бы указать в заявлении, что сделка возможна только при личном присутствии (без использования ЭП). Но такой опции при подаче заявления не предусмотрено.

Следим за руками

«Если всерьез обеспокоиться тем, чтобы оградить себя от мошенников, то, например, один из доступных вариантов — оформить залог в пользу кого-либо (обременение не позволит продать или подарить недвижимость) или раздробить собственность по долям, — говорит Сергей Вишняков. — Всё это усложняет дальнейшее взаимодействие с защищаемым объектом: когда вы захотите продать недвижимость, придется заново собирать всех собственников или искать человека, на которого был оформлен залог».

«Обезопасить себя и свою собственность от мошеннических действий поможет усиленный контроль за персональными данными и документами, в том числе используемыми в интернете. Это касается сканированных копий документов, паролей и прочей личной информации. Кроме того, особое внимание надо уделять всем подписываемым документам», — рекомендуют в Росреестре.

Предсказуемая опасность

Адвокат, председатель Ассоциации адвокатов России за права человека Мария Архипова, комментируя эту ситуацию, подчеркивает: проблема была предсказуема в начале 2017 года, когда был принят закон об электронной подписи.

УЖЕ ТОГДА БЫЛО ОЧЕВИДНО, ЧТО НЕОБХОДИМЫ ИЗМЕНЕНИЯ: НОВОВВЕДЕНИЕ БЫЛО ЧРЕВАТО ПОДДЕЛКАМИ ЭЛЕКТРОННЫХ ПОДПИСЕЙ И РОСТОМ ЧИСЛА СДЕЛОК, СОВЕРШЕННЫХ В ОБХОД СОБСТВЕННИКОВ.

«Наши предложения поддержали многие юристы. Мы хотели, чтобы у собственников было больше гарантий безопасности. В частности, мы предлагали вернуть свидетельство о праве собственности — его можно было оставить хотя бы на пластиковой карточке, заменив бумажный вариант. Но у человека документ был бы на руках».

Кроме того, юристы выступили с инициативой считать сделки с электронными подписями волеизъявлением граждан, которое делается в письменной форме и направляется в соответствующие органы регистрации — Кадастровую палату.

«К сожалению, у нас очень любят внедрять разные инновации. Павел Крашенинников (председатель Комитета Государственной думы по государственному строительству и законодательству — Прим. ред.) выступил против введения дополнительных гарантий безопасности и настоял, чтобы работа с электронной подписью велась в том виде, в котором она закреплена в принятом законе, без изменений».

Получается, юристы предупредили об опасности, депутаты их поддержали, но высшие инстанции предпочли оставить все как есть, сокрушается юрист.

www.cian.ru/

Кстати, описанный случай, увы, не единичный.

*****

Кредитование

Распространение практики заключения договоров потребительского кредита с использованием простой электронной подписи вылилось в проблемы для клиентов банков. Такой подход хоть и ускоряет оформление, но в новинку для граждан и позволяет почти незаметно продавать им сопутствующие услуги, согласие на оказание которых подтверждается при помощи кода из СМС. В ЦБ призывают граждан быть внимательными и готовы реагировать на жалобы.

На портале «Банки.ру» появились жалобы на практику использования простой электронной подписи (ПЭП) при оформлении потребительских кредитов Почта-банком. Суть жалоб — заключение одновременно с договором кредита договоров на допуслуги, о которых заемщики не подозревали. При этом стоимость услуг включалась в тело кредита, существенно увеличивая его. При оформлении кредита с помощью ПЭП в офисе банка клиентам приходили СМС-сообщения примерно следующего содержания: «Код подтверждения 1234. Платеж «С заботой о Вас!», 3000 руб., комиссия 0 руб.». Клиенты утверждают, что сотрудники не объясняли им характер подключаемых услуг, а просили только назвать коды из приходящих СМС. В итоге граждане получали такие услуги, как «Гарантированная ставка», «Юрист-24», «Врач-24», «Личный врач», «Привет, сосед» и другие. По словам некоторых клиентов, сотрудники банка якобы утверждали, что подключение услуг обязательно.

Судя по отзывам, гражданам не предоставляли бумажных договоров с подробными условиями этих услуг. «Как раз удобно, чтобы клиенты не видели и не читали, что подписывают»,— написал в одной из жалоб клиент банка о применении электронной подписи. Почта-банк на эти отзывы ответил, что клиенты якобы были проинформированы об условиях продуктов, не уточняя, как именно (банк не ведет аудио- или видеофиксацию разговоров).

Возможность использовать простую электронную подпись при оформлении потребительских кредитов есть в Сбербанке, Альфа-банке, Московском кредитном банке, Райффайзенбанке, Ситибанке, Росбанке и ряде других. Но за последние месяцы не удалось обнаружить на портале «Банки.ру» и иных профильных форумах жалобы на этих участников рынка о навязывании допуслуг с применением простой электронной подписи.

В пресс-службе Почта-банка заявили , что оформление простой электронной подписи не отменяет предоставление клиенту бумажного договора. Без согласия клиента банк никогда не добавляет дополнительные услуги. «Приобретение страховой или любой дополнительной услуги в Почта-банке — исключительно добровольное решение заемщика»,— пояснили в банке, добавив, что позволяют отказаться и вернуть средства не только по страховым, но и по другим продуктам. В банке также действует система депремирования сотрудников за некачественную продажу, что снижает риск навязывания сервисов и услуг. «С начала 2019 года порядка 50% заемщиков оформили кредит без приобретения каких-либо дополнительных услуг, 25% покупают один дополнительный продукт и еще 25% — по два-три продукта,— отметили там.— В банке действует ограничение на продажу не более трех дополнительных продуктов одному клиенту».

Управляющий партнер «ВМ-Право и Консалтинг» Владимир Чувашов поясняет, что само по себе использование электронной подписи при заключении кредитного договора с банком является законным средством подтверждения волеизъявления сторон. «А вот что касается дополнительных предложенных банком услуг, то здесь нужно изучать каждую ситуацию отдельно»,— указывает он. В частности, по его словам, права заемщика нарушены, если ему не объяснили, что он может отказаться от допуслуг. Руководитель коммерческой практики юридической компании BMS Law Firm Денис Фролов считает, что если сотрудники банка не разъяснили клиенту условия предоставления услуг, то он должен обращаться либо в контрольные органы, либо в суд.

В ЦБ ответили, что, несмотря на кажущуюся простоту использования аналогов собственноручной подписи, для заключения договора потребителю необходимо очень внимательно знакомиться как с текстом подписываемых таким образом документов, так и с порядком подтверждения своей личности при подписании электронных документов, в том числе с текстом электронных сообщений (например, СМС-сообщений), направляемых кредитором. При этом там отметили, что готовы рассматривать жалобы граждан и реагировать на них.

Авторы: Вадим Арапов, Виталий Солдатских

www.kommersant.ru/

*****

Ну, и немного о действиях законодателей. В публикации от 24 июля ТАСС нам сообщил, что Госдума  приняла закон о защите граждан от мошеннических действий с их недвижимостью, совершаемых при помощи электронной подписи (Федеральный закон от 18.03.2019 № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации»). Начало действия документа — 01.10.2019.

Проект закона был инициирован председателем думского комитета по государственному строительству и законодательству Павлом Крашенинниковым и внесен на рассмотрение Госдумы в июне 2019 года (прим.: внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ В.В. Володиным, П.В. Крашенинниковым, А.Г. Аксаковым, А.И. Воеводой, П.О. Толстым, Д.В. Сазоновым, Р.В. Кармазиной, И.С. Минкиным, Р.Ш. Хайровым, А.П. Петровым, Р.Б. Букачаковым, С.В. Бессараб, И.З. Бикбаевым, Н.Б. Колесниковой, М.В. Романовым, С.В. Чиндяскиным, О.А. Бондарем, Г.И. Данчиковой, М.П. Беспаловой, Н.С. Максимовой, А.Л. Ветлужских, Н.В. Костенко, А.З. Фарраховым, Ю.Н. Швыткиным, А.А. Гетта, членом Совета Федерации ФС РФ О.М. Бурико).

Согласно документу, передать права на недвижимость физлица на основании заявления, поданного в электронной форме, можно будет, если собственник заранее уведомил об этом Росреестр.

Регистрирующий орган должен будет проставить специальную отметку в реестре о возможности отчуждения данного объекта на основании электронного заявления с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. Без нее Росреестр не сможет рассматривать документы. Проставить отметку можно будет в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) через личное заявление владельца или его законного представителя, а также через почтовое отправление в Росреестр.

Как пояснил ранее журналистам спикер Госдумы Вячеслав Володин, таким образом «устанавливается обязательное письменное согласие собственника на государственную регистрацию сделок с недвижимостью в электронной форме». «Для этого нужно будет дать разрешение лично или по почте, если оно заверено нотариусом. После этого в реестре будет делаться специальная запись», — добавил он.

Материал: Miriam Kogan специально для atnews.org
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Miriam на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...

1 Комментарий
Старые
Новые
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии