О Джулиусе Оппенгеймере – «отце Бомбы»

22 апреля 1904 года родился Джулиус Роберт Оппенгеймер (Julius Robert Oppenheimer).

Его отец, Юлиус Оппенгеймер (Julius Oppenheimer), занимался текстильной торговлей. Мать, Элла Фридман (Ella Friedman), была художницей и преподавала живопись. У Роберта также был младший брат Фрэнк (Frank).

Первым местом обучения для Роберта стала подготовительная школа Алкуина, за ней  последовала  Школа Общества этической культуры. Оппенгеймер демонстрировал заинтересованность в самых разных науках, закончив при этом программу 3 и 4-го класса за один год. Таким же образом он сдал экзамены и в восьмом классе, освоив всю программу всего за полгода. Перейдя в последний класс, Оппенгеймер знакомится с химией — наука становится его страстью.

В 18 лет юный Роберт отправляется в Гарвардский колледж, где ему предстояло выучить не только профилирующие предметы, но и выбрать дополнительный:  историю, литературу и философию или математику.

В 1925 году Роберт Оппенгеймер окончил Гарвардский университет. В Гарварде он изучал математику, философию, естественные науки, английскую и французскую литературу. Прослушав курс термодинамики, который читал профессор Перси Бриджмен (Percy Bridgman), Оппенгеймер увлекся экспериментальной физикой.

Вместо четырех лет, он окончил университет за три года и, получив диплом с отличием, отправился в Европу.

В 1926 году он ушел из Кембриджа, чтобы изучать квантовую физику в Геттингенском университете в Германии под руководством физика Макса Борна (Max Born). В 1927 году Роберт Оппенгеймер защитил докторскую диссертацию.

В 1927 году Оппенгеймер разработал теорию взаимодействия свободных электронов с атомами. Совместно с Борном создал теорию строения двухатомных молекул.

Публикации Оппенгеймера в английских и немецких журналах к тому моменту уже были известны в США, и многие американские университеты приглашали его читать курс лекций по физике.

С 1929 года по 1947 год Роберт Оппенгеймер преподавал в Калифорнийском университете в Беркли и Калифорнийском технологическом институте.

В 1931 году совместно с физиком Паулем Эренфестом (Paul Ehrenfest) ученый сформулировал теорему, получившую название «теорема Эренфеста — Оппенгеймера».

Роберт Оппенгеймер разработал каскадную теорию космических ливней (1937), сделал первый расчет модели нейтронной звезды (1938), предсказал существование «черных дыр» (1939) и др.

С момента открытия деления урана в 1939 году Оппенгеймер постоянно интересовался изучением этого процесса и связанной с ним проблемой создания атомного оружия.

С осени 1941 года он участвовал в работе специальной комиссии Национальной академии наук США, обсуждавшей проблемы использования атомной энергии в военных целях. В то же время Оппенгеймер руководил группой теоретической физики, изучавшей пути создания атомной бомбы. Ему же в значительной степени принадлежала идея объединения усилий всех физиков, работавших в США над атомным оружием, в единый научный центр. А когда эта идея получила поддержку правительства, руководить таким центром было поручено Оппенгеймеру.

Манхэттенский проект стал для Оппенгеймера чем-то абсолютно новым. Создавая ядерную бомбу по указу президента Франклина Рузвельта, в окружении  лучших физиков того времени, он значительно расширил диапазон имеющихся навыков.  Изначально Оппенгеймер возглавил группу в университете Беркли. Их задачей были расчеты  быстрых нейтронов. «Координатор быстрого разрыва», а именно так называлась должность Оппенгеймера, работал рука об руку не только с именитыми физиками, но и с талантливыми студентами, в числе которых были  Феликс Блох, Ханс Бете, Эдвард Теллер и другие.

История назначения Оппенгеймера научным руководителем «Манхэттенского проекта» довольно загадочна – в 1942 году физику не было и сорока. Так вот – принято считать, что военный руководитель проекта, бригадный генерал Гровс, был впечатлён теоретическими познаниями  молодого учёного – и его «чрезмерным тщеславием», которое, по мнению генерала, приведет ученого к результату.

В 1945 году прошло первое испытание созданного продукта – возле Аламогордо, 16 июля состоялся искусственный взрыв, и он прошел успешно.

Судьбы двух «Манхэттенских» бомб, разработанных под руководством Оппенгеймера, были определены задолго до их создания – снаряды с саркастичными названиями «Малыш» и «Толстяк» были сброшены на Хиросиму и Нагасаки 6 и 9 августа 1956 года соответственно.

Оппенгеймер (подобно многим американским интеллигентам того времени) был откровенно «левым» – правда, сам ни в какие партии не входил (хотя некоторые утверждают обратное) – но денег на них давал, и якшался с соответствующей публикой. Более того – буквально за пару лет до исторического назначения он женился на Кэтрин «Китти» Пьюнинг Харрисон – бывшей коммунисткой и вдовой коммуниста, убитого на гражданской войне в Испании. (Насколько «бывшей» – неясно; наш знаменитый разведчик Судоплатов совершенно недвусмысленно называл Китти агентом НКВД. С другой стороны – некоторые источники указывают на её родство с германским фельдмаршалом Кейтлем).

 

Не вдаваясь в безумно увлекательную историю похищения советскими агентами американских ядерных секретов, призна́ем – косвенно, Оппенгеймер может считаться «отцом» обеих Бомб. Какова была его сознательная роль в «утечках»? Этого не смогла выяснить даже специальная комиссия, разразившаяся в 1954-м – физик совершенно запутает  её своими показаниями, вроде: «Я был идиотом и нёс чушь». В конечном счёте, ему смогут вменить только прежнюю близость с  левыми – и, всего-навсего, отстранят от дальнейшего участия в ядерных проектах.

Принято считать, что существенную роль в этом разбирательстве сыграл бывший коллега Оппенгеймера, Эдвард Теллер – собственно, он-то и пострадает, став «нерукопожатным» в научном сообществе! На самом деле, противоречие между физиками было иного рода: Теллер занимался водородной бомбой – а Оппенгеймер не видел в ней перспективы; в итоге именно эту бомбу Советы сделают раньше…

Снова остаётся неясным, зачем он, фактически, тормозил проект – вполне возможно, что только из-за сложности характера. Упомянутый Теллер в своих, вызвавших такое возмущение, показаниях назовёт Оппенгеймера «…человеком с чрезвычайно активным и усложнённым мышлением» – и добавит: «Я полностью расходился с ним по многим вопросам, и его действия казались мне путанными и усложнёнными. В этом смысле мне бы хотелось видеть жизненные интересы нашей страны в руках человека, которого я понимаю лучше – и поэтому доверяю больше».

 

Значит ли это, что Оппенгеймер был «сумасшедшим учёным», как его иной раз изображают в художественных произведениях? Вряд ли, в конце концов, именно он координировал работу десятков и сотен людей, сделавших Бомбу – а потом подписал рекомендации, согласно которых её и сбросят на Японию.  (Правда, как говорят, от результата автор придёт в полный шок).

Противоречивость этого человека заметна и в его высказываниях. С одной стороны: «…когда вы видите что-нибудь технически аппетитное, вы устремляетесь вперед и делаете это, а спорить о том, что с этим делать, начинаете уж после того, как достигли технического успеха».

С другой: «Сейчас, когда нам угрожают тысячи ловушек техники… мы должны больше чем когда-либо требовать свободы личности, а не подчиняться слепо и безоговорочно тому, что обычно считается правильным и несомненным. Больше чем когда-либо мы должны заботиться о человеке. Я боюсь того, что мы переживаем: мы живём в домах и не знаем соседей, все мы чужды друг другу. И хотя вы, может быть, будете смеяться надо мной, я мечтаю об обществе, где дети учат наизусть стихи, где женщины танцуют в хороводах, где каждый чувствует искусство и стремится к науке…»

Так или иначе, секретный допуск Оппенгеймер потеряет – зато превратится в звезду мирового масштаба: станет офицером Ордена Почётного Легиона; будет избран членом Лондонского королевского общества – и, наконец, в 1963-м, получит на родине престижную премию Энрико Ферми – «за вклад в теоретическую физику как учителя и автора идей, и за руководство Лос-Аламосской лабораторией и программой по атомной энергии в годы кризиса». (Решение принимал Кеннеди, но вручать награду будет, буквально спустя неделю после его убийства, Джонсон – причём Жаклин найдёт время и силы, чтобы поздравить физика).

Два года спустя у неисправимого курильщика Оппенгеймера обнаружится рак гортани – от которого он и скончается в 1967-м…

Генерал Гровс и Оппергеймер

 

Источники в интернете, много

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Linda на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...


Комментарии