О Крещении Руси

Сегодня отмечается День Крещения Руси.

Согласно общепринятой версии, в далёком 988 году князь Владимир устроит форменный тендер, сначала разослав послов в разные страны – а затем выслушав представителей четырёх основных религий. При этом в мусульманстве ему приглянется многожёнство (по причинам, о которых мы упомянём позже) – но категорически не понравится запрет на алкоголь. (Фраза «Руси есть веселие пити, не может без того быти» стала настолько цитируемой, что даже неловко её приводить… некоторые специалисты убеждают нас, что на Руси потребляли исключительно слабоалкогольные меды – и в исключительных случаях. Ну, может быть…)

Идём дальше. «Немцам» князь ответит коротко: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого». Иудеям: «Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы рассеяны по чужим землям – или и нам того же хотите?» И только византийским проповедникам удастся произвести на Владимира впечатление! (Вроде бы – беспощадно оговаривая конкурентов; облегчённая версия гласит, что существенную роль сыграют восторженные отзывы княжеских послов о великолепии церковной службы в Константинополе).

Оставляя в стороне вопрос: «С чего бы вообще вполне благополучному князю-язычнику пришла в голову такая мысль?» – обратимся к его биографии. Отцом Владимира был Святослав (тот самый «Иду на вы» – неутомимый воин); а матерью – некая Малуша, рабыня. (Любопытно, что по языческим понятиям внебрачный сын считался, всё же, полноценным наследником).

Поскольку Святослав практически всю жизнь провёл в походах (так что Владимир стал не только внебрачным, но, скорее всего, и случайным ребёнком), так вот – воспитанием его занялась княгиня Ольга. (Известная истреблением древлян с помощью подожжённых голубей и воробьёв. Напомним – она к тому времени уже крестилась, так что детство Владимира пройдёт в соответствующей обстановке; что касается Святослава, то он оставался убеждённым язычником – но православным не препятствовал. А вот католических посланцев при нём выгонят – причём, частью даже перебьют).

После смерти Святослава в Киеве вокняжился его старший сын, Ярополк – спустя некоторое время возникнет междоусобица; средний брат, Олег, погибает – а Владимир бежит к варягам, чтобы вскоре вернуться с их войском. Взяв Новгород и Полоцк (здесь он посватался к дочери местного князя. Рогнеда откажет сыну рабыни – и будет им изнасилована на глазах семьи, которую, впрочем, тут же вырежут), одним словом – в конечном счёте, Владимир доходит до Киева.

Переговоры с доверчивым Ярополком заканчиваются тем, что варяги «подняли его мечами под пазухи»… (Интересно, что после столь славной победы скандинавы потребуют доли – Владимир, вместо этого, пошлёт наиболее строптивых на службу в Константинополь – и эти свирепые вояки подчинятся!) Жену брата (между прочим – бывшую греческую монахиню) новый князь приобщит к своему гарему: «…а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растлевал девиц».

(Судя по некоторым источникам, как раз покойный Ярополк благоволил христианам – а Владимир, до поры, был к ним равнодушен). Однако, в 987-м Византию сотрясла смута – императоры Василий и Константин призывают на помощь «тавроскифов»; Красное Солнышко соглашается – но желает получить взамен их сестру, Анну. Поначалу ему отказывают – тогда Владимир обращается против союзников, и захватывает Корсунь (он же – Херсонес; ныне находится в пределах Севастополя). Перепуганные таким поворотом дела, братья уговаривают свою сестру – однако, та ставит жениху условие – непременно креститься! Что и происходит, заодно князь окрестит дружину (нет сомнений, что никто и не пикнул!) – а, вернувшись, проделает то же с остальной Русью (которая местами сопротивлялась).

P.S. Хронологически, сватовство к византийской принцессе происходило практически одновременно с пресловутым «выбором веры». Много тут неувязок – особенно, метаморфоза, внезапно произошедшая с языческим князем. Однако, мы вправе предположить – дело в банальной логике исторического развития. Владимир обнаружил, что остаётся последним язычником в окружающем его мире! А выбор был очевиден – в силу давних связей с Царьградом, да и христиан, похоже, на Руси к тому времени было уже немало – начиная с бабки князя, Ольги…

Незадолго до смерти князь Владимир задумает, вопреки традиции, передать власть одному из своих младших сыновей – Борису, в результате, тот, вместе с братом Глебом, станет первым русским святым мучеником. Впрочем, это – совсем другая история.

Материал: shatff
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Linda на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...


Комментарии