О схватке США с Китаем в Русской Арктике

По-настоящему ярким и запоминающимся событием XI министерскую встречу Арктического совета в Финляндии сделали, конечно, не достигнутые договорённости о метеорологической кооперации и сотрудничестве в области арктической связи.

Событием встреча стала из-за спича госсекретаря США Майка Помпео, находящегося сейчас на гребне торговой битвы с Китаем и потому воспользовавшегося арктической трибуной для того, чтобы открыть против противника ещё один — полярный — фронт.

Начав с общеполезных заявлений о том, что с таянием льдов Арктика «становится ареной силы и конкуренции», и что «дикость Арктики не должна делать её местом беззакония» — Помпео обрушился на КНР.

Хотя самый северный квадратный метр Китая находится в 1450 километрах от Арктики, он тем не менее пытается позиционироваться как «околоарктическая держава» — хотя «есть арктические и неарктические государства, никакой третьей категории». А «паттерн агрессивного поведения КНР повсюду в других местах говорит нам о том, как она будет вести себя в Арктике».

— Хотим ли мы превращения Северного Ледовитого океана во второе Южно-Китайское море с милитаризацией и территориальными спорами? — спросил Помпео.

Впрочем, досталось и нам.

«Мы обеспокоены претензией России на международные воды Северного морского пути, в том числе новыми планами по его соединению с китайским „Морским шелковым путем“… На Северном морском пути Москва уже незаконным образом требует, чтобы другие страны запрашивали разрешение на прохождение, пуская на борт иностранных кораблей российских лоцманов под угрозой применения военной силы и потопления тех, кто не выполняет данное требование. Эти провокационные действия являются частью модели агрессивного поведения России в Арктике».

А дальше всё было как обычно. Госсекретарь США выдвинул следующие тезисы:

1) Северный морской путь, пролегающий вдоль российского берега, в который Китай инвестировал уже порядка 90 миллиардов долларов — принадлежит вовсе не России и Китаю, а всем.

2) Всем, кроме Китая — который вообще не арктическая держава.

3) Китай и Россия должны сократить свое агрессивное присутствие в регионе.

4) США намерены усилить свое присутствие в регионе.

Впрочем, надо отметить, что к заявлениям американского госсекретаря официальные лица из Пекина отнеслись даже с некоторым юмором. Спецпредставитель КНР по делам Арктики Гао Фын прокомментировал выступление Помпео иронической репликой: «Он говорит, это состязание мощностей? Ладно, посмотрим… кто наберёт больше друзей».

По понятным причинам любые попытки отвратить Россию от сотрудничества в Арктике с Китаем обречены на поражение. Россия является для КНР хранителем ключей от дороги в Европу, которая потенциально может получить 10-15% объемов Суэцкого канала уже в ближайшие годы. У двух стран фактически нулевое пространство для конкуренции и 100-процентное для сотрудничества.

Что касается США — то, строго говоря, они имеют к Севморпути более далёкое отношение, нежели Китай, несмотря на близость Чукотки и Аляски. Транзит с американского Запада в Европу через СМП представить себе достаточно сложно. Возможное военное присутствие заведомо снижено по причине невозможности подогнать в полярные льды авианосные группы.

А ещё у Америки нет ледокольного флота.

По данным причинам риторика госсекретаря является на сегодня самым мощным из средств сдерживания Китая в Арктике.

Источник материала
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Linda на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...


Комментарии