Петр I: коллекционер, исследователь, художник

До 8 марта 2020 года в залах Успенской звонницы и Патриаршего дворца Музеев Московского Кремля работает выставка «Петр Первый. Коллекционер, исследователь, художник». Она объединяет более 200 экспонатов из музеев России и Европы. Экспозиция открывает серию мероприятий к 350-летию со дня рождения императора, запланированных по всей стране в 2019–2022 годах. Портал «Культура.РФ» рассказывает о самых интересных экспонатах выставки и историях, которые с ними связаны.

Царский загранпаспорт

Петр I долгое время планировал поездку в Европу, однако путешествовать собирался инкогнито. Поэтому отправился за рубеж как Петр Михайлов, урядник Преображенского полка, в компании Гаврило Копытина и еще 22 человек.

Чтобы поездка прошла спокойно, Посольский приказ выдал урядникам документ, написанный от имени Петра I на дорогом «александрийском» листе с красной восковой печатью. Эта царская грамота обеспечивала беспрепятственный и безопасный проезд по суше и морю в европейских странах.

В ходе путешествия Петр I посетил Голландию, где постигал искусство кораблестроения и даже получил «Аттестат корабельного мастера» за искусную работу корабельным плотником при возведении фрегата «Святые апостолы Петр и Павел». А свои впечатления о тайной поездке передал в записной книжке.

Рисунок Петра I

Офорт «Торжество христианства» был первым опытом Петра I как художника. Во время Великого посольства царь обучался искусству графики у голландского гравера Адриана Шхонебека. Как гласит надпись, «Петр Алексеевич, великий русский царь, награвировал это иглою и крепкой водкой под руководством Адриана Шхонебека в Амстердаме, в 1698 году, в спальне своей квартиры на верфи Ост-Индской компании».

За основу рисунка Петр взял композицию медали, посвященной первой победе над Крымским ханством — взятию русскими войсками турецкой крепости Азов в 1696 году. Автором медали был голландский медальер Ян Боскам, который изобразил крылатую Победу стоящей на военных трофеях с крестом и пальмовой ветвью в руках.

Во время своего европейского путешествия Петр I познакомился со многими голландскими и английскими художниками и решил коллекционировать живопись.

Шпоры Карла XII

Один из военных трофеев Северной войны попал в Россию из личной коллекции Филиппа Богуслава фон Шверина. Граф служил в шведской армии и, когда в 1718 году во время осады крепости Фредриксхальд король Карл XII погиб от случайной пули, был рядом с ним. Фон Шверин сохранил оловянный стакан, из которого король пил за ужином перед трагическим инцидентом, шпоры с его ботфортов и собственные перчатки, испачканные кровью Карла.

В 1728 году граф фон Шверин поступил на военную службу в Российскую империю. После его смерти в 1734 году мемориальные вещи графа передали в Кунсткамеру, а в 1849 году — в московскую Оружейную палату. Однако музейная подпись о том, что эти предметы принадлежали Карлу II, затерялась. Позже королевский артефакт опознали случайно: в Кунсткамере обнаружили «Рисунок шпор, принадлежавших Карлу XII» 1730-х годов.

Портрет Петра I перед свадьбой царевича Алексея

Словацкий портретист Ян Купецкий написал портрет Петра I во время его путешествия по германским землям. Осенью 1711 года император провел три недели в Карлсбаде, где лечился целебными водами. А затем уехал в городок Торгау — на свадьбу сына, царевича Алексея, и Шарлотты Кристины Софии Брауншвейг-Вольфенбюттельской. Однако брак не принес им счастья: немецкая принцесса скончалась в 1715 году после тяжелых родов, а царевич умер в 1718 году в заточении в Петропавловской крепости.

Купецкий создал несколько портретов Петра I. Хотя царь и перечислил ему из Посольской походной казны деньги, оригиналы в Россию так и не попали. Живописец заболел и не смог передать их в нужное время русскому послу. Картины остались во владении брауншвейгских герцогов, а в России стали известны только по гравюрам отечественных мастеров. Представленный в экспозиции портрет исследователи обнаружили в замке тестя царевича Алексея в бельгийском городе Бланкенберге.

Автограф Ньютона

На выставке представлен единственный автограф Исаака Ньютона, хранящийся в России. В 1703–1727 годах знаменитый ученый был президентом Лондонского королевского общества, и, когда Александр Меншиков первым из российских подданных в 1714 году стал членом британского научного сообщества, Ньютон лично поздравил князя.

С тех пор как Королевскому обществу стало известно, что Царь, Ваш император, продвигает искусства и науки в своих владениях и что Вы своим личным служением особенно помогаете Ему… нам всем чрезвычайно приятно было узнать из рассказов английских коммерсантов, что Ваше Превосходительство желает и заслуживает быть избранным в члены нашего Общества по причине Ваших высоко просвещенных принципов, Вашего сочувствия науке и любви к нашей нации.

Черновик послания на латинском языке Лондонское королевское общество купило на аукционе «Сотбис» и в 1944 году подарило Академии наук СССР. Так британские ученые выразили признательность Советскому Союзу, который в 1943 году, несмотря на трудности военного времени, широко отпраздновал 300-летие со дня рождения Ньютона.

Жемчужная фигурка Августа Сильного

В экспозиции можно увидеть одно из изысканных украшений Дрезденской кунсткамеры — фигурку «Два мавра с верблюдом» из собрания немецкого князя, саксонского курфюрста Августа II Сильного. Он за свою жизнь собрал 65 подобных статуэток из барочного жемчуга. «Двух мавров» приобрел в 1705 году тайный советник Августа, барон Георг фон Рехенберг.

Верблюд везет не только человека, но и баул с тремя крохотными золотыми бутылочками. Эмалевая миниатюра снизу изображает темнокожую женщину, разбирающую ларцы с фарфором и драгоценностями.

Основанная в 1586 году Августом I Дрезденская кунсткамера чрезвычайно заинтересовала Петра. В 1698 году он всю ночь осматривал устройство музея. Вернувшись туда в 1711 году, Петр заперся в новых зданиях Кунсткамеры на целый вечер. Впечатленный коллекциями Августа Сильного, государь начал собирать собственные, а в 1714 году на основе минералогических, биологических, анатомических, художественных собраний и фонда научных инструментов создал свою Кунсткамеру — первый российский музей, открытый для всех подданных империи.

Экзотическая акварель

В экспозиции можно увидеть оригинал гравюры, опубликованной в книге «Метаморфозы суринамских насекомых» Марии Сибиллы Мериан в 1705 году. Историки считают это издание первым иллюстрированным трудом об экзотических насекомых и стадиях их развития.

Мария Сибилла Мериан родилась во Франкфурте-на-Майне в 1647 году. А с 1699 по 1701 год путешествовала по голландской колонии Суринам на северо-востоке Южной Америки. Оттуда она привезла обширные коллекции чучел крокодилов, игуан, черепах, а также эскизы экзотических растений и животных. Она рисовала их на тонком выбеленном пергаменте, уделяя большое внимание деталям. По этим насыщенным рисункам знакомились с флорой и фауной Западного полушария, а еще по ним обучали учеников Рисовальной школы Академии наук.

Эту акварель вместе с 254 «Пергаминовыми листами» для Петра I приобрел хранитель петербургской Кунсткамеры Роберт Арескин в Амстердаме. Царь отдал за роскошную коллекцию 3000 голландских гульденов, или 1200 ефимков. «Ефимками» называли серебряные «йоахимсталерские монеты», которые изготавливали в чешском городе Йоахимсталь, а в Российском государстве их надчеканивали и использовали как собственные монеты.

Золото кочевников

Прямоугольная золотая пластина с инкрустациями черного камня, сердолика и непрозрачного стекла входит в так называемую «сибирскую» коллекцию Петра I. Ее предметы чаще всего находили в ходе грабительских раскопок курганов древних кочевников Евразии — «бугров». Чтобы перевести авантюрные походы за золотом племенной знати в научное русло, Петр ввел первые законы по охране памятников старины и организовал в 1720-е годы археологическую экспедицию Даниэля Готлиба Мессершмидта.

Поясная бляха с изображением причудливых рогатых монстров и стилизованного древа жизни была не только украшением, но и оберегом евразийских кочевников. А после смерти гарантировала владельцу сохранение социального статуса и в загробном мире.

Эта пластина попала к Петру I в декабре 1716 года, когда сибирский губернатор князь Матвей Гагарин прислал царю из Тобольска вторую партию «могильного» золота — 122 предмета из 56 различных мест.

Китайская заводная игрушка

Петра I долгое время интересовал Китай и его культура. После заключения в 1689 году Нерчинского договора по утверждению границ между Русским царством и империей Цин, китайский император Канси передал императору богатые дары: шелковые ткани, седла, стремена, драгоценные сосуды. Постепенно Петр стал дополнять коллекцию любопытными вещами, которые заказывал посланникам на Востоке. В результате почти треть первоначального фонда Кунсткамеры составляли именно китайские предметы.

Эту игрушку из посеребренной жести и слоновой кости, украшенную кораллами и перьями зимородка, привез в Петербург из Пекина посол Лев Измайлов в 1722 году — и она работает до сих пор. Механизм заводят ключом и пружинкой: фигурка начинает двигаться по кругу. Исследователи считают, что «Всадница на коне» была частью игрушечного заводного оркестра.

 

Источник материала
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Linda на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Читайте также:


Комментарии