Апрельские качели
Не понять норов твой и твои события:
снег из туч, солнца луч и в реке вода…
Ах, апрель, мой апрель, ты весны открытие.
Ты и радость моя, и моя беда.
Из мороза в жару дни летят качелями
по ветрам, по ручьям, высоту любя.
Ах, апрель, мой апрель, с трелями над елями.
Никогда до конца не понять тебя.
Ну, а как прикажете этого строптивца понимать. Вот встаю вчера утром, гляжу в окно, а там опять Пушкин: «Мороз и солнце; день чудесный!»
Ну, и далее по тексту: «Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит…» Да сколько же можно! Душа зелени просит, а тут: снег, да снег кругом, всё блестит, блестит. Ни тебе листочка, ни тебе цветочка.
Однако через час с четвертью апрель сменил снег на солнечную милость. В тени — минус, на солнце — плюс.
А ещё через полтора часа от ночного снега остались одни воспоминания…
…под тенью. Тень она такая: снег в ней не тает, грязь не высыхает, зло торжествует, а добро не банкует. Да…
Ладно, нынче снег, а что было в ранешние дни? Воссяду-ка я в лодку своей памяти (она хоть и уже подтекает, но на плаву ишшо держится) и отправлюсь по волнам Времени лет эдак на восемь назад. Шо там 25 апреля 2012 года было? А была просто-таки весеняя лепота и красота.
На берёзе зелены листы с серёжками.
Черёмуха цвет набрала.
Рябина свои листы растопоршшила, думает как бы быстрее к дубу на свиданку сбежать.
Подснежник, он же — ветреница дубравная, космические лучи в свою чашечку ловит и в дело пускает.
Сестрицы-фиалки на апрельском солнышке греются.
Из Сети паучина вылез на солнышко, желает муравьишку-трудягу на донаты развести.
Кошка с забора за порядком бдит.
А бедный пёс в самоизоляции сидит, да в заборную щель глядит. Такая у него планида, она же — карма!
Вот какой апрель в двенадцатом годе был. Но через два года как качнул…
…и всё снегом завалил. Вот извольте видеть на что походила наша привокзальна плошшадь 25 апреля 2014 года.
А бедныя автомобиля чуть совсем с колёсами не завалило. И это, господа хорошие, 25 апреля.
Да и в позапрошлом, 2018-м годе, 25 апреля вельми снежный день был.
Вот она, златоустовская весна, во всём апрельском многообразии. К слову сказать, апрель в наших краях постоянно нас на своих качелях раскачивает. Хотите не лирики, а фахтов? Их есть у меня. Вот извольте.
Апрель 1995 года был самым теплым апрелем XX века в Златоусте: среднемесячная температура воздуха составила +8,9º Сº; а тот же апрель в 1998-м был самым холодным: среднемесячная температура воздуха составила –2,5º Сº (при среднемесячной апрельской за весь век +2,44º Сº). Это средние температуры, а вот вам и экстремальные: апрель 1914-го –28,6º Сº, апрель 1955-го +27,6º Сº. Неплохая температурная амплитуда в 56 градусов!
Несмотря на то, что Златоуст числится среди всех крупных городов Урала самым «мокрым» (в год в среднем у нас выпадает 588 мм осадков), в апреле 1904-года у нас совсем не было осадков! А в апреле 1968 года выпало в виде дождя и снега 82,6 мм (при среднемесячной апрельской норме за весь XX век 34,2 мм). Иными словами, почти в два с половиной раза выше нормы. А ежели энти осадки да помножить на территорию Златоуста, то получим, то получим, бешеный объём получим — 1 миллион 439 тысяч кубометров воды. Нехиленький такой кубик с ребром в 112 метров (высота 37-этажного небоскрёба)!
Поговорив о природных апрельских качелях на примере славнаго града Златоуста, перейдём к делам литературно-музыкальным. Вряд ли ошибусь, ежели скажу, что все старожилы и неофиты уютненького хоть раз да слышали песенку с такими словами:
В юном месяце апреле
В старом парке тает снег,
И весёлые качели
Начинают свой разбег.
Позабыто всё на свете,
Сердце замерло в груди,
Только небо, только ветер,
Только радость впереди.
Припев:
Взмывая выше ели,
Не ведая преград,
Крылатые качели
Летят, летят, летят.
Впервые песня «Крылатые качели» композитора Евгения Крылатова на стихи Юрия Энтина прозвучала в 1979 году в телефильме «Приключения Электроника».
Юрий Энтин написал ставшее песней стихотворение, вспомнив, как в детстве тайком проникнув ранней весной в парк с аттракционами, качался с друзьями на качелях. Друг Энтина композитор Евгений Крылатов, найдя на рабочем столе поэта эти стихи, стал упрашивать отдать их ему для песни. В ответ Энтин сказал, что стихотворение не закончено, что ему его вернули с указанием переделать под уже написанную музыку для одного мультфильма. Крылатов убеждал друга, что стихи прекрасные, что ничего не надо переделывать, что они очень музыкальны. Убеждал целый месяц, а получив, наконец, стихотворение, написал на него музыку за час с небольшим. А вот о том, что случилось потом, пусть расскажет сам композитор:
Когда я написал «Крылатые качели», режиссер Константин Бромберг, с которым я делал фильмы «Приключения Электроника» и «Чародеи», был очень недоволен. Выходит после записи мрачный! Вообще-то он замечательный человек, открытый, деликатный, «с подходом», а тут говорит: «Песня эта – полная лажа». Я так расстроился! Почему? «Мне надо, чтоб её в кабаках пели!» А потом, когда фильм вышел – такое количество восторженных писем пришло! Он успокоился.
Ну, а в заключение послушаем, наконец, самого озорного пацана Апреля (вы что сомневаетесь в том, что Апрель мальчишка? Ну а кто ещё может так азартно раскачивать качели? Только пацан!). Вот он берет свой волшебный посох и звонко, во весь мальчишеский голос, говорит:
Разбегайтесь, ручьи,
Растекайтесь, лужи.
Вылезайте, муравьи,
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник!
Это, ежели кому ишшо невдомёк, из популярной драматической сказки Самуила Маршака «Двенадцать месяцев», которая была написана в 1942–1943 годах для МХАТа. В 1947-м году сказка была поставлена в Московском театре юного зрителя, а в 1948-м — во МХАТе. По мотивам пьесы в 1956-м на студии «Союзмультфильм» выпущен мультфильм «Двенадцать месяцев», в 1972-м на «Ленфильме снят двухсерийный цветной телефильм-сказка «Двенадцать месяцев» (режиссёр Анатолий Граник, роль Апреля сыграл актёр Андрей Босов), а в 1980-м свой анимационный фильм «Двенадцать месяцев» сняла японская студия «Тоэй».
Как вспоминал Маршак, источником для сюжета ему послужила услышанная когда-то задолго до написания сказки чешская или богемская легенда о двенадцати месяцах.
На сём завершаю дозволенныя речи и удаляюсь с крынкой сливок в самоизоляцию. С вами был учёный кот Фелискет.
Иллюстрация: коллаж и фото Фелискета