Заявки на покупку нефти из американского стратегического запаса принимаются до 13 марта, физическая отгрузка покупателям начнется 1 мая. Дата выбрана не случайно — в начале мая истекает срок временных послаблений в санкциях против Ирана.
Напомним, что в ноябре США объявили эмбарго на иранскую нефть. Странам, продолжающим торговать с Тегераном, Вашингтон пригрозил вторичными санкциями. Однако для нескольких крупнейших торговых партнеров Ирана (Китая, Индии, Италии, Греции, Японии, Южной Кореи, Тайваня и Турции) сделали исключение до 4 мая. После этого, по замыслу Вашингтона, иранский экспорт должен «сократиться до нуля».
Согласно данным сервиса отслеживания движения танкеров Refinitiv Eikon, среднесуточный объем поставок нефти из Ирана в январе составлял 1,1 миллиона баррелей, а в феврале увеличился до 1,3 миллиона. Одномоментное исчезновение с рынка такого объема непременно приведет к скачку цен на черное золото.
Президент США Дональд Трамп, как известно, — противник высоких цен на нефть, так что главная цель распродажи американских стратегических запасов очевидна: сдерживание роста котировок после ужесточения антииранских санкций.
Лишний товар
Однако иранский экспорт после 4 мая может и не сократиться — и во многом виной тому политика самого Вашингтона. Так, в минувшую среду Трамп сообщил конгрессу, что намерен отменить льготный режим торговли для Турции и Индии, предусмотренный в рамках программы Генеральной системы преференций США.
Трамп объяснил это тем, что за 45 лет, в течение которых Турция получает льготы по программе, экономика страны и доходы населения выросли, уровень бедности снизился, а экспорт диверсифицировался. Индию глава Белого дома хочет лишить торговых льгот в наказание за то, что американским компаниям так и не был обеспечен «равный и приемлемый доступ к внутреннему рынку».
Эксперты уверены: на самом деле Вашингтон пытается наказать Анкару и Дели за дружбу с Россией. В частности, за закупки современного оружия и планы отказаться от использования доллара во взаимных расчетах. Как бы то ни было, теперь у Индии и Турции еще меньше резонов прислушиваться к мнению США и сокращать торговлю с Ираном.
Давить на Пекин по «иранскому вопросу» Вашингтон тоже не может: на фоне затянувшихся торговых переговоров и конфликта вокруг Huawei это Трампу явно некстати.
Евросоюз, в свою очередь, давно предупредил американцев, что не поддержит санкции против Тегерана. В Брюсселе даже разработали специальный неподконтрольный Вашингтону механизм расчетов с Ираном — INSTEX. На первом этапе он должен обеспечить поставки в исламскую республику лекарств, медицинского оборудования и сельхозпродукции в обмен на нефть.
Таким образом, даже если иранский экспорт в мае сократится, то незначительно. Значит, после американской нефтяной распродажи на рынке возникнет локальный переизбыток предложения и котировки резко пойдут вниз. По оценкам экспертов, с сегодняшних 65-67 долларов за баррель Brent может вернуться к декабрьским пятидесяти долларам.
ОПЕК против санкций
Такой сценарий, несомненно, обсудят на министерской встрече ОПЕК+, которая пройдет 17-18 апреля в Вене. К тому времени участники картеля уже выяснят намерения всех стран-импортеров иранской нефти относительно продолжения закупок и примут собственные решения по сокращению добычи.
В конце минувшего года в ОПЕК+ уже договорились о суммарном снижении добычи на 1,2 миллиона баррелей в сутки от уровня октября 2018-го. Как сообщил на этой неделе министр энергетики Александр Новак, в России в рамках сделки с ОПЕК+ к концу марта — началу апреля добыча уменьшится на 228 тысяч баррелей.
Саудовская Аравия в декабре сократила добычу на 459 тысяч баррелей в сутки, в январе — еще на 350 тысяч и в феврале вышла на минимальный с 2016 года объем — 9,8 миллиона баррелей. Об этом проинформировал министр энергетики королевства Халед аль-Фалих.