Бумага и Тушь — ВЛАДИМИР РЫКЛИН
Графика – древнейший вид изобразительного искусства, впервые возникший в каменном веке около ста тысяч лет до н. э. Тогда это были наскальные рисунки и изображения животных, выцарапанные на стенах пещер, кости или камнях. До наших дней сохранилось немало таких петроглифов и писаниц, самые известные из которых находятся в Альтамире (Испания) и пещере Фон-де-Гом во Франции.
Раньше эти рисунки служили средством общения и передачи информации, когда еще не было письменности. Именно в то время как никогда прослеживалась главная цель графики – отражать окружающий мир, фиксируя события, природные явления, происшествия, при этом используя собственные средства, художественные приемы и техники.
Метафора становится языковой нормой когда забывается.
Владимир Рыклин превратил метафору графического искусства в исследовательский прием.
Он, один из создателей советского постмодернизма, стоявших у истоков мощнейших художественных течений шестидесятых-семидесятых годов прошлого века, давно пытается реабилитировать графику, для него это значит понять. Ради этого он и препарирует реальность. Но можно взглянуть иначе: он собирает иллюзорное пространство, открытое ренессансом и низвергнутое модернизмом, в активном опыте синтетического восприятия.
Рассматривать графические произведения Владимира Рыклина невозможно в отрыве от эпохи, «ушедших дней былого», они являются безусловным отражением событий и переживаний автора. И хотя и для современного молодого и предвзятого зрителя образы и характеры графических работ Рыклина близки и понятны, «груз времени» запечетленный в этих легких штрихах дает о себе знать.
Рождённый в СССР в 1934 году в Москве, Владимир, как и многие из нас, с детства впитал этот сюрреалистический дуализм, раздвоенность сознания советской эпохи, когда рядом, казалось бы мирно уживалось несовместимое: великие свершения и немыслимые злодеяния, бравурные марши и реляции на фоне стонов ГУЛАГа, гордость за страну и стыд за её властителей…
Все это потом, как мы знаем, найдёт отражение в творчестве Рыклина.
Мощный, в чем-то даже «звериный» талант автора останавливает время, заставляет стихать праздные разговоры, момент истины вот он — пораженный зритель молча в восхищении и смятении внимает языку визуальных жестов и беззвучному зову Мастера.
Графика Владимира Рыклина бьёт наотмашь, ошеломляет, взрывает мозг, вызывая бурю эмоциальных переживаний, вытаскивая на свет божий массу потаенных образов, о существовании которых в нашем сознании мы может и не подозревали вовсе.
Перед нами пример искусства в котором концептуальное дно просто отсутствует, многочисленные «фиги в кармане» заполоняют жизненное пространство, но при этом нет длинных скучных объяснений – есть работа с материалом, есть параметр «сделанность».
Это искусство, которое изначально аппелирует к чувственному восприятию – к зрению.
Как говорил Фрэнсис Бэкон, «зрение – это самая прочная и полная коммуникация из всех существующих». Собственно, умозрительное как промежуточное звено или транзитный пункт тут отсутствует полностью. Любые поводы для дешифрации значений остаются на поверхности.
Графика Рыклина – это стык реального и виртуального, шов, под которым скрываются личные переживания, вытесненные за пределы сознательного. Автор не оппонирует и не предлагает каких-либо рецептов борьбы, он формирует слепок своего внутреннего состояния.
Это запекшаяся эмоция, которая вновь и вновь заставляет сопереживать и никого не оставляет равнодушным.