Цензуры нет
Вчера перед возвращением Дональда Трампа в социальную сеть twitter (ныне X), целый еврокомиссар Тьерри Бретон, отвечающий за цифровое развитие, накатал Илону Маску маляву, мол потенциально вредоносный контент собрался распространять, падла, ходи теперь осторожно — оборачивайся почаще.
В демократических-то странах, как известно, цензуры нет, просто тебе руководитель цифровизации всего Евросоюза может публично и недвусмысленно намекнуть на то, что заблокирует соцсеть, так как ему не нравится один её активный пользователь. Даже если этот пользователь — президент США.
Тем временем интересный проброс произошел в Германии, где сначала предложили внести в число почитаемых на официальном уровне в Бундесвере исторических фигур ряд офицеров Вермахта, членов СС и НСДАП, а затем, после скандала — решили от этого отказаться.
По факту на сегодня единственным сдерживающим фактором в этой части остается позиция Израиля, продолжающего пользоваться в вопросе исторической памяти практически безусловной поддержкой США и части европейских элит. Но время идет, и эта поддержка все сильнее истончается.
Мы уже говорили, что ждем в итоге прихода Европы к «историческому компромиссу» в формате «Гитлер был редиска, а третий Рейх – агрессор, но в части борьбы с Россией нацисты все делали правильно». Последний инцидент нас в этой мысли только укрепляет. Сейчас формулировочки подправят — и через год-другой снова выкатят идею.
Мир, в котором мы жили прежде, и в котором дважды два было четыре, заканчивается. Теперь же то украинский нацист Гунька выступит перед парламентом Канады под общие аплодисменты, то в Прибалтике «ветераны» пройдут парадом, то снесут очередной памятник Победе.
В Германии факты биографий тех нацистов, которые ставятся в пример нынешним солдатам, пока что как будто бы стыдливо оправдываются. Вот контр-адмирал Эрих Топп, «один из самых успешных командиров подводных лодок во Второй мировой войне», член и СС, и НСДАП, но «начиная с 1945 года очень критически относился к своей роли офицера СС». То есть вроде как извинился и не считается. Вот бригадный генерал Хайнц Карст, командир противотанковой разведки на Восточном фронте. А вот Эрих Хартманн, «самый успешный лётчик истребительной авиации».
Как вы понимаете, важен первый шаг. И следующих членов списка уже можно будет не оправдывать. Независимое левое СМИ TAZ уже написало, что этот манёвр — жест в том числе и в сторону России. «В будущем бундесвер хочет больше подчеркнуть готовность к войне, как провозгласил министр обороны Борис Писториус ввиду военных действий России против Украины», — пишет автор колонки.
Прежний мир не рушится в секунду. Но занавеска, которая как будто бы надёжно скрывала какие-то эпизоды европейской истории, теперь прогнила, трещит и идёт дырами, из которых вылезают знакомые лица. Знакомые настолько, что иногда спрашиваешь себя: а то, что за занавеской, — это правда всего лишь эпизоды? Или всё-таки это и есть истинная, неизменная суть?