Церкви московского Кремля.
Церковь Рождества Богородицы на Сенях
На месте, которое сегодня занято частью Теремного дворца, в XIV веке стояла церквушка в честь Воскрешения Лазаря. В 1393 году вдова Дмитрия Донского княгиня Евдокия устроила на месте деревянной церкви каменный храм Рождества, имеющий один придел в честь Воскрешения Лазаря, другой, главный, во имя Рождества Богородицы. Изначально храм выполнял роль домовой обители женской части дворца.
Некоторые исследователи полагают , посвящено строительство было Куликовской битве, поскольку дата Рождества Богородицы совпадает с датой начала Куликовской битвы. Церковь была выполнена из белого камня. В 1395 году ее расписали Семен Черный, Феофан Грек и их ученики.
В 1514 году, когда храм изрядно обветшал, обновление его было поручено известному в то время мастеру — Алевизу Новому. Архитектор старое здание превращает в подклет, над которым выкладывает своды, ставшие основой для кирпичного храмового здания. Превращенное в подклет помещение выполняло роль придела Воскрешения. Храм соединялся с дворцом переходом с сенями, поэтому святыню стали называть «что на сенях Государя». В архитектуре здания церкви Рождества Богородицы на Сенях сочетались черты владимиро-суздальской школы, а также раннемосковской. Яркое подтверждение тому — окна-розетки и килевидные порталы.
На протяжении XVI-XVII веков храм был многоглавым. Три главы имел четверик, по одной главке насчитывалось на каждом приделе, число которых уже равнялось трем. В 1681 году Рождественский храм что на Сенях в Кремле подвергают кардинальным изменениям. Надстройка, выполненная Алевизом, была разобрана, главы сняты. Придел Воскрешения со временем убрали, помещение стали использовать под склад. Позже, уже при Николае I, забытый придел был обнаружен и обустроен заново.
После революции все святыни Кремля оказались закрытыми. В 30-е годы XX века храм Рождества Богородицы в Сенях досконально изучают и реставрируют. В 1949-52 годы проводится капитальная реставрация святыни. В целом, архитекторам удалось восстановить прежний облик древнего памятника. Православной Церкви храм так и не был возвращен.
Церковь Ризположения
Изящная церквушка Ризположения на территории Кремля словно укрылась за величественным Успенским собором и Грановитой палатой.
Праздник Ризположения известен на Руси давно. Еще в XIV веке часть святой Ризы Богоматери на Русь принес из Константинополя святитель Дионисий. Прежде Риза защищала и хранила Константинополь, впоследствии она спасла и Москву. Когда в 1451 году к столице подходили войска татарского правителя Мазовши, святитель Иона своими молитвами укреплял русских воинов. В летописи сказано, что 2 июля, ночью, неожиданно враги бросили все награбленное и поспешили отступить. В этом же году митрополит возвел церковь Ризположения в память о столь чудесном избавлении города. Церквушка стала домовой для святителя.
В 1479 святыня сгорела, но уже в 1484 году приступили к строительству новой. Церковь поставили на высокий подклет, барабан увенчали золотым куполом. Под куполом разместили кирпичный фриз, что означало участие в строительстве псковских мастеров. Все здание выполнено из кирпича. С южной стороны вход в храм декорирован порталом из белого камня, к нему также ведет каменное крыльцо. Сочетание кирпича и терракоты присутствует в оформлении стен и апсид.
Иконостас церкви Ризположения в Кремле, который мы видим и сегодня, относится к 1627 году. Настенная роспись была сделана в 1644 году. В росписи стен принимали участие известные живописцы своего времени: Иван Борисов, Сидор Поспеев, Семен Абрамов. Главной темой изображений стала «похвала Богородице». Росписи расположены в 4 яруса, благодаря чему хорошо просматриваются сюжетные композиции настенных изображений. Так, на верхних ярусах отражен цикл жития Матери Божией. На нижних — иллюстрации Акафиста, торжественного гимна Богородице. На столпах храма изображены русские митрополиты и правители. Иконы в церкви написаны известными русскими мастерами начала XVII века. Руководил работой лучший иконописец своего времени Назарий Истомин. Вероятно, его кисти принадлежит храмовая икона, на которой изображена Риза в Константинопольском храме.
После революции, в 1918 году, при обстреле Кремля храм изрядно пострадал. В 1950-е годы церковь Ризположения открыли после реставрации уже как музей. В интерьере святыни можно встретить церковную утварь XVII века: медное паникадило и две «тощие» свечи — подсвечник из воска, полый внутри.
#моямосква