Что такое «Манильские принципы» и почему они важны
Почему они понадобились именно сейчас и в чём их главное отличие от похожих манифестов прошлого
Что случилось?
На этой неделе в ходе саммита RightsCon интернет-правозащитники, учёные и представители IT-компаний приняли «Манильские принципы ответственности в интернете». По словам авторов, они являются фундаментальным изложением норм, гарантирующих свободу слова в интернете и регламентирующих взаимодействие между человеком и государством в Сети. Инициатором создания документа стала Международная коалиция правозащитных организаций при участии Фонда электронных рубежей (Electronic Frontier Foundation).
Получившуюся в результате обсуждения работу можно с уверенностью поставить в один ряд со Всеобщей декларацией прав человека и Международным пактом о гражданских и политических правах, которые, собственно, и послужили основой для подготовки документа. И даже если «Манильские принципы» не будут иметь подписей глав ведущих государств и нормативно-правового характера, то их влиятельность просто обязана быть подкреплена поддержавшими документ крупнейшими мировыми корпорациями, чья работа тем или иным образом связана с интернетом.
Краткое содержание документа
Основа «Манильских принципов» — шесть пунктов, которые описывают, как должно государство взаимодействовать с пользователями.
1. Посредники должны быть защищены законом от ответственности за контент от третьих лиц.
2. Материалы не должны быть удалены или заблокированы без судебного решения.
3. Заявки на ограничения содержания должны быть ясными, однозначными и поступать в соответствии с надлежащей правовой процедурой.
4. Законы, ограничительные меры на распространение контента должны соответствовать критериям необходимости и соразмерности.
5. Законы и ограничительные меры должны уважать обе стороны процесса.
6. Политика ограничения контента должна базироваться на принципах прозрачности и подотчётности.
Ознакомиться с полным текстом документа можно здесь.
Он станет руководством к действию для государств?
Нет, во всяком случае пока. В составлении документа не принимали участие представители правительственных структур, что делает его в некоторой степени субъективным. «Манильские принципы» являются скорее манифестом для тех, кто не согласен с нынешней политикой ряда государств, пытающихся ограничить свободу распространения информации. Пока таких не так много: всего под документом поставили свои подписи около 30 организаций.
Символично, что в день принятия документа Верховный суд Индии признал неконституционным дополнение «А» к статье 66 закона «Об информационных технологиях», предусматривающее наказание за распространение ложной, оскорбительной и угрожающей информации в интернете. Это дополнение, к слову, держало в страхе множество жителей Индии на протяжении семи лет. Чтобы загреметь за решётку, в Индии не обязательно было распространять детское порно или разжигать межэтническую рознь — достаточно было лишь неприлично отозваться о действиях регионального политика.
Почему это важно?
Проблемы с ограничением свободы в интернете за последние полгода особенно обострились и стали характерны не только для развивающихся стран и авторитарных режимов. Так, например, после потрясшей в начале этого года Францию трагедии в редакции журнала Charlie Hebdo местные правозащитники зафиксировали множество нарушений со стороны французских властей. Сотни интернет-пользователей были наказаны за высказывания, противоречащие официальной позиции осуждения терроризма. В связи с новым законодательством, вступившем в силу во Франции в феврале, только на прошлой неделе на территории государства без решения суда были заблокированы пять крупных исламских ресурсов.
В Турции в марте приняли закон, который позволяет без решения суда заблокировать или удалить в течении четырёх часов после получения запроса от любого министра контент, который ставит под угрозу право человека на жизнь, имущество, считается угрозой для национальной безопасности или общественного порядка, подстрекает преступную деятельность или несёт риск для общественного здоровья. И всё это происходит на фоне DDos-атаки на крупнейший китайский ресурс по отслеживанию заблокированного контента GreatFire.org и разработки руководством Twitter новых фильтров, отслеживающих угрозы и ненормативную лексику.
«Манильские принципы» — зрелая реакция цифрового общества на попытки ограничить его жажду свободы. Несмотря на то, что подобных документов было немало, а тут можно вспомнить и «Партизанский манифест» Аарона Шварца, и отечественный опыт – «Манифест ассоциации пользователей интернета», опыт различных IT-компаний, например, манифест Mozilla, или Google, все эти документы принципиально отличаются от «Манильских принципов». «Манильские принципы» -это первый подобный манифест, написанный на языке законодателей. С детальным описанием процессов и юридическими терминами. «Манильские принципы» — это повзрослевшие манифесты киберпанков прошлого столетия.
На что могут повлиять «Манильские принципы»?
Примеров, подобных описанным выше, конечно, гораздо больше, и им можно посвятить отдельную тему. Здесь они служат скорее для того, чтобы в общих чертах охарактеризовать то информационное поле, которое способствовало подготовке «Манильских принципов». Не хочется признавать, однако появления этого документа недостаточно для того, чтобы каким-то образом изменить нынешнюю политику многих, в том числе развитых демократических государств в отношении практики досудебного удаления контента или блокировки ресурса. «Манильские принципы» – это скорее громкое заявление о существовании проблемы, а подписавшиеся — те, кто солидарны с необходимостью её решения.