День рождения Мариинского театра

Мариинский театр — один из символов русской культуры. Днём рождения его труппы считается 12 июля 1783 года, когда был издан Указ об утверждении театрального комитета «для управления зрелищами и музыкой».

Мариинский театр был построен на Театральной площади в 1847-1848 годах. Его возвели на берегу Крюкова канала, прямо перед зданием Большого (Каменного) театра (сейчас — здание Консерватории). Автором новой постройки стал А. К. Кавос, главный архитектор Дирекции петербургских цирков. Кавос построил театр-цирк с большой круглой ареной, здесь можно было устраивать как спектакли, так и цирковые представления.

В 1859 году здание сгорело. В 1860 году его восстановили, но уже как театр. Открывшийся 2 октября 1860 года оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя» театр стал называться Мариинским, по имени императрицы Марии Александровны — супруги царя Александра II. Даже эмблема театра, занавес, повторял рисунок шлейфа платья императрицы. Синий бархат, серебряная парча, лепнина и скульптура — в столь изысканном интерьере поселилось высокое искусство: опера и балет. 23 тысячи хрустальных подвесок звенели от раскатистого баса Федора Шаляпина. Секрет акустики Мариинского театра — осколки хрусталя, которые специально поместили под сценой и оркестровой ямой. Особый «почетный артист» Мариинки — колокол, расположен за сценой. Занят в операх «Хованщина» и «Борис Годунов».

Заведение стало чрезвычайно популярно среди петербуржцев. Накануне премьер у касс выстраивалась длинная очередь, на Театральной площади становилось шумно и многолюдно. Городские власти решили препятствовать появлению толпы, сделали это оригинальным способом. За полчаса до открытия касс к очереди подходил городовой и в произвольном порядке выдавал номера, по которым и можно было купить билеты. Таким образом, смысл заранее занимать очередь к кассам перестал существовать.

1894-1896 годах к зданию театра был пристроен новый корпус со стороны главного входа. Здесь разместили фойе, вестибюль и парадные лестницы.

Великолепная декоративная отделка зрительного зала в основном сохранилась до наших дней. Если на старой оперной сцене десятки лет безраздельно господствовала итальянская труппа, то на новой сразу же обосновались русские артисты. В старом театре они регулярно выступали лишь со второй половины 1850-х, в том числе и с премьерой оперы Александра Даргомыжского «Русалка» в 1856 году. В сезоне 1885-1886 годов в Мариинке навсегда обосновалась и петербургская балетная труппа.

В конце 18 — начале 19 веков, в период активного формирования национальной композиторской школы, на сцене театра наряду с иностранными ставились первые произведения русских композиторов, в т. ч. балет «Новый Вертер» Вальберха — Титова, сочинения M. M. Соколовского, Е. И. Фомина, В. А. Пашкевича, позднее С. И. Давыдова и др.

В 1803 оперная и балетная труппы отделились от драматической. Оперную возглавил в 1803-40 К. А. Кавос — дирижёр, педагог и композитор, автор многих опер и балетов, поставленных на сцене театра. Во главе балета стал балетмейстер Ш. Л. Дидло (1801-1829, с перерывом в 1811-16). Их деятельность способствовала повышению культуры спектаклей.

Ведущее положение занимали певцы П. А. Булахов, Я. С. Воробьёв, П. В. Злов, Г. Ф. Климовский, А. М. Крутицкий, Е. С. Сандунова, В. М. Самойлов и др., танцовщики И. И. Вальберх (Лесогоров), А. П. Глушковский, Н. О. Гольц, М. И. Данилова, А. И. Истомина, Е. И. Колосова, А. С. Новицкая, Е. А. Телешева и др. Ставились произведения К. М. Вебера, К. В. Глюка, А. Гретри, Л. Керубини, Дж. Мейербера, П. А. Монсиньи, В. А. Моцарта, Дж. Паизиелло и др., а также русские оперы. В 20-е годы на сцене театра периодически выступали также немецкая и итальянская труппы.

В Мариинском театре долгое время главным балетмейстером был М. И. Петипа. Здесь выступали Ф. П. Комиссаржевский, Ф. И. Стравинский, Ф. И. Шаляпин, Г. С. Уланова.

В 1935 году театру присвоили имя С. М. Кирова. В народе он стал называться Кировским, или ТОБИК, то есть Театр Оперы и Балета Имени Кирова. В 1966-1970 годах помещения театра были расширены за счёт пристройки с южной стороны нового корпуса. Сооружён этот корпус был в едином стиле с самим театром, здесь разместили репетиционный зал.

Была создана вторая сцена Мариинского театра. Место для нового здания выбрано рядом, на другом берегу Крюкова канала. Архитектором стал француз Доминик Перро. Его проект вызывает у петербуржцев противоречивые чувства, кроме того для возведения нового здания уже снесён ряд заметных сооружений. Среди них — Дворец Культуры имени Первой пятилетки. Здесь располагались кружки для занятия детей творчеством, где теперь им занимать своё свободное время — пока не определено.

На сцене Мариинского театра в дореволюционное и советское время пели многие выдающиеся певцы, в том числе: Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Борис Штоколов и другие. С 1988 года художественным руководителем и главным дирижёром театра является Валерий Гергиев. Оперная труппа театра часто гастролирует за рубежом. Среди лучших постановок театра следует отметить тетралогию «Кольцо Нибелунга» Рихарда Вагнера, «Отелло» Джузеппе Верди, «Игрока» Сергея Прокофьева, «Леди Макбет Мценского уезда» Дмитрия Шостаковича и другие.

Сегодня, через 235 лет, на сценах Мариинского театра, состоятся три события. На Исторической сцене – балет Адольфа Адана «Жизель». Главные партии исполнят Алина Сомова и Дэвид Холберг. В Мариинском-2 – концертное исполнение оперы Винченцо Беллини «Норма» при участии Татьяны Сержан и Сергея Скороходова. В Концертном зале – сольный концерт Сергея Бабаяна (фортепиано)

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Linda на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...

3 Комментарий
Старые
Новые
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии