Это грабёж, или Бунт европейского Севера
Все страны ищут выход из посткороновирусного положения, в котором находятся сейчас. В Европе предлагают выпуск коронабондов. Что это за инструмент, за чей счет банкет, все ли европейские страны согласны с этой инициативой. Попробуем разобраться с сайтом Политаналитика.
Все интерпретации конфликта, связанного с выпуском общеевропейских долговых инструментов, так называемых «коронабондов», можно легко разделить по уровню понимания серьезности вопроса и принципиальных проблем, к которым он напрямую относится.
На самом поверхностном уровне можно встретить интерпретации, утверждающие, что перед нами банальный, но очень масштабный, спор о крупной сумме денег — 500 миллиардов евро — которые Евросоюз одолжит на финансовых рынках, и которые пойдут на безвозмездную (это важно!) поддержку наиболее пострадавших от коронавируса стран Евросоюза: Италии, Франции, Испании, Португалии, Кипру и Греции, причем список будет неизбежно расширен.
С точки зрения так называемой «экономной четверки» (Австрии, Дании, Нидерландов и Швеции) — предлагается откровенный грабеж, который еще идет и вразрез с принципами Евросоюза, которые запрещают «мутуализацию долгов» — то есть ситуацию, в которой одна страна ЕС отвечает по заимствованиям другой. С точки зрения сторонников этих инструментов, формально — ничего не нарушено (страны будут отвечать по долгам Еврокомиссии, а не друг друга), а вопрос выпуска «коронабондов» — это вопрос европейской солидарности и будущего еврозоны. И вообще, «сейчас не время наказывать страны за их прошлые ошибки» — как заявил один консервативный немецкий политик, внезапно ставший сторонником «коронабондов».
Более глубокий уровень интерпретации указывает на то, что 500 миллиардов — это мелочь, на фоне более серьезного вопроса, а именно создание прецедента безвозмездной передачи денег, взятых долг «на имя» богатых стран Евросоюза тем странам Евросоюза, которые не отличаются ответственным бюджетным поведением, но обладают возможностью держать Еврокомиссию и еврозону в заложниках. Сегодня — предлог для шантажа это коронавирус, а что будет завтра? Прецедент — останется, а новые предлоги — легко найдутся.
Именно из-за этого Себастьян Курц и его коллеги по «экономной четверке» требуют чтобы все деньги для помощи другим странам Евросоюза были оформлены как кредиты, а не как гранты, и требуют ввести в структуру специального фонда ЕС для раздачи таких денег «механизм самоубийства» — он должен самоликвидироваться через 2 года. Если бы Эммануэль Макрон (главный сторонник «коронабондов») был заинтересован в только помощи странам, пострадавшим от эпидемии, то он должен был бы приветствовать такой подход, но ему нужен как раз перманентный механизм финансовых трансферов, причем не ограниченный какими-то бюджетными соображениями, то есть чтобы у Франции и ее союзников был доступ не к уже заработанным немцами деньгам, но и к деньгам, которые они могут взять в кредит.
И самый глубокий уровень интерпретации — политический и даже философский. Это вопрос о том есть ли место в XXI веке такому феномену как национальное государство. Ангела Меркель внезапно заявила, как раз в контексте дискуссий о «коронабондах», что у национальных государств будущего нет, подразумевая что национальным государствам за доступ в будущее внутри наднациональных структур придется раскошелиться. Себастьян Курц и его коллеги по «экономной четверке» считают что будущее есть и они готовы пойти на дипломатический конфликт внутри ЕС чтобы это доказать. Это тот самый случай, когда истина будет выявлена экспериментальным путем, и результаты очень сильно повлияют на будущее всего европейского континента.
https://politanalitika.ru/posts/2020/05/25/eto-grabyozh-ili-bunt-evropejskogo-severa.html