Фарфор из Вербилок

Англичанин и «глуховская глина»
Фарфоровую фабрику «Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках» основал в 1754 году Франц Гарднер. Предприимчивый переселенец сперва занимался поставками леса, потом переключился на сахарное производство, а потом решил обустроить фарфоровую фабрику в столице. В это время обанкротился владелец самого крупного на то время московского керамического производства «Трубочная и ценинная фабрика» Андрей Гребенщиков. Гарднер вызволил бедолагу из казенного дома, а взамен получил семейный секрет изготовления фарфора.
В то время почти весь фарфор для светской Европы производился в саксонском Мейсене и в России был предметом исключительной роскоши. Гарнер поставил перед собой амбициозную задачу нарушить эту монополию.
Самый важный вопрос был в сырье – для производства фарфора годилась не каждая глина. В поисках материала Гарднер объехал всю Россию. Лучший вариант – «глуховская глина» – нашлась в Малороссии, на Черниговщине.
Решив вопрос с сырьём, англичанин приступил к постройке фабрики. Официальное открытие состоялось в 1766 году. Первых мастеров Гарднер пригласил из Мейсена, но вскоре понял, что гости обходятся дорого. Для обучения русских специалистов Франц Яковлевич нанял известного немецкого художника по фарфору Кестнера. Бета-тестером новой продукции стала сама императрица Екатерина II – «Мануфактура Гарднеръ в Вербилках» преподнесла ей свой дебютный сервиз, посвященный победе в русско-турецкой войне. Сервиз произвел такое сильное впечатление, что в 1777 году Гарднер получил массу заказов на орденские сервизы.
Он был приглашен на аудиенцию к Екатерине и получил право ставить на своих изделиях изображение московского герба, а позже – государственного герба России. С 1856 года фабрика получила звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества».
Гарднер наладил массовый выпуск фарфоровой посуды. Производство расширялось, к концу XVIII века на заводе в Вербилках работало полторы сотни человек. Однако к середине XIX века художественный уровень продукции снизился: роспись стала шаблонной или заменялась переводными картинками… В 1892 году фабрику у наследников Гарднера выкупил Матвей Кузнецов, владелец «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова». Будучи хорошим коммерсантом, Кузнецов не захотел терять постоянных заказчиков и сохранил на изделиях клеймо Гарднера. На вербилковской фабрике он выпускал чайные и столовые сервизы, лампады и люстры для церквей, фигурки животных и многое другое.
После революции предприятие было национализировано и стало называться Дмитровский фарфоровый завод.
В двадцатые годы тут делали вазочки, туалетные приборы и расписные блюда в классических традициях. Появились и новые мотивы: агитационный фарфор: «Все в культпоход», «За заём тракторизации», кружки с портретом всесоюзного старосты Калинина. Во время войны Дмитровский фарфоровый завод и вовсе перешел на производство высоковольтных изоляторов.
В 1990-е годы предприятие превратилось в ЗАО «Фарфор Вербилок», началось возрождение дореволюционного фарфора. Cегодня вернувшая историческое название фабрика «Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках» выпускает несколько линеек продукции – исторические сервизы и чайные пары по образцам XIX века и бюджетные массовые кружки и тарелки.
С 2007 года фабрика является Почетным членом Гильдии поставщиков Кремля.
Сейчас фарфор на фабрике делают по тем же технологиям, что и 260 лет назад. В огромных бочках, ровесницах самого цеха, замешивают смесь из каолина, измельченного кварца, полевого шпата и особой пластичной глины. Из смеси формируют «колбаски», которые отправляются под пресс, становясь чашками, горшками или смешными фигурками. Более сложные изделия делаются методом отливки: скульптор создает форму, в форму заливают жидкий фарфор и сушат. Мастер-модельщик маленьким ножичком доводит получившийся слепок до идеальной формы. Все мелкие детали, например, ручки у нежных кофейных чашек, приклеивают вручную.
Заготовки обжигают в специальных высокотемпературных печах, причем два раза – перед покрытием глазурью и после. Наблюдать, как чашки и блюдца отправляются в стометровое пекло туннельной печи, можно бесконечно. Процесс обжига занимает почти пять часов.
Остывшие изделия попадают к художникам. Часть фарфора по-прежнему расписывают вручную. Работа тонкая и деликатная, на выходе получаются шедевры, за которые не было бы стыдно самому Гарднеру. К массовой продукции применяют технологию декалькомани – наносят на фарфор переводную картинку. При повторном обжиге лак выгорает, а краски впечатываются в поверхность.
Готовую продукцию проверяют лёгким ударом деревянной палочки. Если зазвенело, а звук высокий, чистый, долго не утихающий, значит – вот он, легендарный фарфор.
Продолжительность экскурсии – около полутора часов. Можно записаться и на часовой мастер-класс, расписать тарелочку или небольшую статуэтку.
Ее вместе с остальной продукцией дважды пропустят через печь, а через несколько дней передадут вам. Будет чем похвастаться перед гостями!
На фабрике можно выпить чаю с самим Матвеем Кузнецовым – его восковая фигура благородного вида восседает за столом с начищенным самоваром и изящными чайными парами на зеленой скатерти. Можно сфотографироваться, испить чаю и послушать удивительные истории из фабричной жизни.
Далее можно отправляться в Талдом за сыром и сапогами или исследовать Дмитров – где и что там самое интересное.
****
Как добраться: От Савеловского вокзала электричкой до Дубны, Савелова или Талдома. Остановка “Вербилки”, далее поселковым автобусом или маршруткой № 3, 21, 22, 37 до завода “Фарфор Вербилок”. Координаты для автомобилистов: 56.527256, 37.598089.
Адрес завода: Талдомский район, пгт Вербилки, ул. Забырина, д. 1. Договориться о посещении завода или предупредить о своем приезде можно по телефону +7 (985) 157-86-87.