Фрэнк Заппа. Великий провокатор
Большой поклонник Стравинского и кукольного театра, необычайно плодовитый музыкант, записавший более 100 альбомов, Фрэнк Заппа известен как большой скандалист и автор острых афоризмов
Слава всегда опережала музыканта, все слышали имя Фрэнк Заппа, но мало кто может назвать хоть одно его произведение. По признанию самого артиста, большинство людей даже не знают, чем он занимается, но уже его ненавидят.
Заппа – композитор, музыкант, бэнд-лидер, автор множества острых афоризмов («Джаз не умер, он просто странно пахнет» или «Говорить о музыке – все равно что танцевать об архитектуре») проявил себя во множестве музыкальных направлений, и одним из них был джаз.
Фрэнк Заппа – Биография
Фрэнк Заппа родился в 1940 году в Америке, его отец работал химиком на оборонном предприятии. Дома хранилось множество противогазов – символ, часто встречающийся в творчестве Заппы.
Многие эпизоды из жизни Фрэнка Заппы могли бы стать сюрреалистическим фильмом. То переодетые полицейские заказывают ему записать саунд к порнофильму, а потом арестовывают его. То к нему приходит незнакомец с пакетом крови и направляет на музыканта пистолет, после чего они идут к озеру и расходятся с миром.
От Стравинского к року
С детства Заппа любил академическую музыку XX века, его кумиром был Игорь Стравинский. Но еще прежде музыки будущий артист увлекся кукольным театром, для которого он придумывал невероятные сценарии, сам мастерил кукол и сцену. Две этих страсти, авангард и театральность, будут с ним всегда, на протяжении более 30 лет музыкальной карьеры.
Слава рок-звезды пришла к Заппе в старшей школе, он быстро освоил барабаны и гитару, организовывал концерты.
После некоторого опыта с музыкантами и работой с кино Фрэнк Заппа прославился вместе с группой The Mothers of Invention в 1965 году. Их первый альбом Freak Out, который также считается первым двойным рок альбомом, поражает своей дерзостью, юмором, за что так любят Заппу и за что осуждают.
Он создал персонажа Сьюзи Кримчиз, в уста которой вложил необходимое отношение к своей музыке: «эти The Mothers Of Invention – абсолютные придурки».
Главный ход Заппы – высмеять не только темы поднятые роком, такие как религия, политика, общество потребления, но и основного слушателя – хиппи, молодежь, читающую Керуака. Неудивительно, что такая пощечина общественному вкусу не многим понравилась. Лу Рид, лидер группы The Velvet Underground, называл Заппу посредственностью с огромными комплексами.
Пожар в Монтре
К началу 70-х годов группа Заппы была уже известна в Европе. 4 декабря 1971 года Заппа и The Mothers of Invention играли последний концерт турне в Монтре. На следующий день зал арендовали Deep Purple. Во время выступления кто-то из зрителей выстрелил в потолок из ракетницы и начался пожар. Это событие вдохновило Deep Purple на песню Smoke on the Water. Удивительно, что дата совпадает с днем смерти Заппы, он ушел из жизни 4 декабря 1993 года от рака.
Психоделический джаз
В 1969 году Фрэнк Заппа собрал новый состав и выпустил инструментальный альбом Willie The Pimp. К психоделическому року добавляется фри-джаз с бесконечными импровизациями.
И хотя лидером здесь является гитара самого Заппы, мощный состав дает о себе знать. На альбоме звучит бас Макса Беннета, работавшего с Эллой Фицджеральд. Заппа привлек великого Шагги Отиса, Лоуэлла Джорджа, Жана-Люка Понти, блюзового скрипача Дона Шугаркейна Харриса (Заппа вытащил Дона из тюрьмы специально для записи), джазового ударника Пола Хамфри.
Эксперименты с оркестрами
Затем музыканты менялись от альбома к альбому, The Mothers of Invention то распускались, то собирались в измененных составах и под другими именами. На какое-то время Фрэнк увлекся оркестровой музыкой. Разумеется, в своем стиле.
Распространен анекдот, что Заппу навел на мысль сочинить для оркестра случай, когда недовольный зритель скинул его со сцены в оркестровую яму.
Пластинка Waka/Jawaka 1972 слушается как легкий экспериментальный джаз, отдающий кантри, фолком, приправленный авангардом.
Золотой альбом
Коммерчески успешным стал альбом «Апостроф» 1974 года, на котором Заппа смог найти баланс между мейнстримом и самовыражением.
Большинство проектов Заппы не оправдали себя с материальной точки зрения, Фрэнку часто финансово помогала его дочь Moon Unit. Она также исполнила его композицию Girl Valley, которая тоже стала коммерчески успешным синглом.
Джаз из Ада
Заппа всегда следил за новшествами, в 80-х он стал одним из первых обладателей синклавира. Изучение первого цифрового синтезатора привело Заппу к альбому Jazz From Hell 1986 года и «Грэмми».
Последним релизом Заппы стал Yellow Shark, в котором музыкант наконец выразил свою мечту. Вместе с Ensemble Modern он смог воплотить в жизнь то, о чем мечтал играя рок-н-ролл на потребу публики. Спустя примерно месяц после выхода альбома 4 декабря 1993 года семья Заппы объявила:
«Композитор Фрэнк Заппа отправился в свой последний тур около 6 вечера в субботу».
Всего при жизни Фрэнка Заппы вышло 62 пластинки, а после – еще 47. Многие альбомы состояли из 2,3 и даже 4 частей. В 1995 году Фрэнк Заппа был включен в Зал славы рок-н-ролла, а в 1997 году он был удостоен премии «Грэмми» в номинации «Достижения за всю жизнь».