«Fu#k Hitler!», или протест в форме вышивки

Британский майор Алексис Касдагли откровенно скучал в плену. Записывал в блокнот меню и расписание работ, не шёл на содействие с администрацией, но и режим не нарушал, играл в игры — в общем, был обычным, ничем не примечательным военнопленным. Что не мешало ему выражать немцам свой протест, причём весьма экстравагантным способом: вышивкой.

Война

С началом Второй мировой войны многие британцы направились на призывные пункты, чтобы записаться в армию. Не стал исключением и тридцатитрёхлетний потомок греческих эмигрантов Алексис Касдагли, которого приняли на службу в корпус материально-технического обеспечения.

С 1939 по 1941 год свежеиспечённого майора помотало по Северной Африке и Ближнему Востоку, но уже 1 июня 1941 года он попал в плен во время операции по захвату Крита.

К британским военнопленным немцы относились лучше, чем к советским, а уж к офицерам и подавно. Потому Алексис в компании с другими «невезунчиками» попал не в концентрационный лагерь, а в обычный, в замке Доссель-Варбург в Германии.

Лагерь

Заключённый № 3311 поначалу ничем не выделялся среди десятков таких же бедолаг. Ел, что предлагали в скудном меню, страдал от холода, играл в крокет и предавался мечтам вроде «скоро разобьём мы Гитлера, Джонни». При этом он записывал свои наблюдения в небольшую записную книжечку, которую получил в посылке общества Красного Креста.

Обычно такие посылки состояли в основном из мелких бытовых предметов, теоретически не опасных для надзирателей, а потому разрешённых «настоящим джентльменам». В одной из таких передач Алексис нашёл набор для шитья и вспомнил, что в детстве его на всякий случай научили «немножечко шить», а заодно и вышивать.

Вечера в камерах были долгими, терпения у заключённого оказалось много, а потому из-под его иглы выходили замечательные шедевры, выполненные крестиком.

Вышивки
Одна из таких картин представляла собой план комнаты 13 в замке Шпангенберг, куда майора в скором времени перевезли. Алексис Касдагли изобразил схематичный план комнаты, личные вещи, меню, расписание приёма ванн и… флаг Соединённого Королевства.

Изображать государственную символику стран-союзников на личных вещах было нельзя, а потому Касдагли просто нашил поверх «Юнион Джека» клапан с надписью «Не открывать».

В замке имелся специальный офицер, который еженедельно проверял личные вещи заключённых на наличие в них запрещённых предметов или символов. И каждый раз он срывал клапан «Не открывать» и говорил, что нельзя изображать флаг Великобритании на этой картине. На что британский майор с невиннейшим лицом замечал: «Но позвольте, сэр. Это не я открыл всем изображение, а вы».

Сын майора Алексиса, Тони, демонстрирует вышивку «Комната №13» (источник фото)

Как мы уже говорили, в лагере для пленных войск союзников такое прощали, а потому каждую неделю «пьеса для двоих» повторялась снова и снова.

Протест

Хотя на самом деле Алексис не был склонен «дёргать тигра за усы», он всё же был упрям и не шёл на контакт с начальством лагеря. Однажды, когда командующий британскими солдатами в тюрьме и комендант заключили соглашение «не устраивать беспорядков и попыток побега на Рождество», майор в знак протеста отказался принимать пищу и публично выразил своё несогласие с таким решением.

Но самым известным результатом его борьбы с системой стала знаменитая вышивка, по краям которой он изобразил символы воюющих государств, а текст гласил: «Данная работа выполнена майором А. Т. Касдагли № 3311, находящимся в плену в Доссель-Варбурге, Германия. Декабрь 1941 года».

Холст и красно-синие нити из расползающегося пуловера британцу предоставил захваченный вместе с ним на Крите генерал Солон Каффатос. Проверяющий не нашёл к чему придраться: всё оказалось чётко и верно, символы СССР и Великобритании были в пределах разумного, да и вообще — вся картина походила на типичное «лагерное творчество». Махнув рукой, немецкий офицер разрешил заключённому повесить это творение в своей камере.

Фрагмент той самой протестной вышивки Fuck Hitler (источник фото)

И всё бы ничего, но хитрый Алексис нанёс на вышивку «неучтённые элементы» в виде… точек и тире азбуки Морзе, которые органично вплетались в орнамент рамки и не бросались в глаза. И они гласили: «God Save the King» и «Fuck Hitler».

Если бы правда всплыла наружу, то майору бы сильно не поздоровилось, но, к счастью, среди охранников не было радистов, а потому наш герой благополучно прожил в четырёх лагерях для военнопленных ещё три с половиной года. Его освободили союзные войска в апреле 1945 года.

Дом
Дома его ждали любящая жена и сын, которому Алексис с детства стал прививать любовь к вышивке, утверждая, что только это занятие позволило ему сохранять рассудок все четыре года заключения.

Тони Касдагли превзошёл своего отца: его работы, выполненные иглой и нитями, сейчас находятся в музее Виктории и Альберта.

После смерти Алексиса в 1996 году на основе его воспоминаний издали две книги: «A Stitch in Time: God Save the King? Fu#k Hitler!» и «Prouder than ever. My war. My Diary. My Embroidery».

Так вышивка стала одной из форм протеста, в которой всегда можно спрятать десяток-другой двойных смыслов.

Материал: Александр Потёмкин
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Linda на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...

2 Комментарий
Старые
Новые
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии