Гордость французской и русской культуры

19 июня в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина открылись сразу две выставки, вошедшие в число наиболее ожидаемых культурных событий лета в Москве: «Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное» и «Щукин. Биография коллекции». «Щукин» при этом приехал в российскую столицу в результате обмена экспонатами между Пушкинским музеем и Эрмитажем. RT выяснил, в чём заключается принципиальное различие между коллекциями меценатов Щукина и Морозова, почему не все картины удалось привезти в музей и какая юридическая коллизия связана с собранием Щукина.

«Мы обменялись коллекциями, и у нашего зрителя появится фантастическая возможность увидеть у себя, в своём отечестве, то, что является нашей гордостью, является славой французской культуры и русской одновременно. Поэтому сначала к нам, потом на поезд — и в Санкт-Петербург. Я думаю, это будет незабываемое лето», — полагает директор ГМИИ Марина Лошак.

Словосочетание «Щукин и Морозов» давно стало устойчивым — будто абсолютно разные и никак не связанные между собой купцы-коллекционеры Сергей Щукин и Иван Морозов вместе собирали свои картины. Перед открытием выставки директор Эрмитажа Михаил Пиотровский пояснил RT, в чём разница между этими коллекциями.

«Коллекции Щукина и Морозова много раз выставлялись вместе. Впервые выставляются отдельно Щукин и отдельно Морозов. Это была аберрация советского времени: их соединили вместе и превратили в Щукина-Морозова. Сейчас их разделили. Они совершенно разные. Разница очень простая: Щукин — это Матисс, Морозов — это Боннар», — отметил Пиотровский.

«Щукин. Биография коллекции»
После национализации коллекция Щукина не утратила ни одного шедевра. Тем не менее в Москву прибыли не все полотна: некоторые Эрмитаж не смог отдать для показа из-за их ветхости.

«Очень много картин из коллекции Щукина в Санкт-Петербурге не приехало сюда. Очень много картин из коллекции Морозова не поедет из Москвы. Всё новое искусство в очень плохой сохранности. Эти великие художники не голландцы — у них не было подмастерий, которые делали бы им краски. Самый трагичный — Гоген, он весь очень хрупкий», — добавил директор Эрмитажа.

Куратор выставки «Щукин. Биография коллекции» Алексей Петухов подчёркивает, что коллекция Щукина имеет особый характер: «Мы одновременно смотрим на жизнь героя и на то, как развивается коллекция параллельно его жизненному пути. Щукин пришёл в коллекционирование как светский персонаж, успешный бизнесмен, который хочет собирать модное искусство, а завершил карьеру как человек, понимающий свою работу коллекционера как просветительскую миссию — миссию знакомства России с самыми актуальными образцами французского искусства».

Бывший директор, а теперь почётный президент Пушкинского музея Ирина Антонова считает, что в марте 1949 года, когда был ликвидирован Государственный музей нового западного искусства, хранители сделали очень многое, чтобы шедевры не уничтожили вместе с ним. Также в разговоре с RT Антонова рассказала, что и по сей день с коллекцией связана интересная юридическая коллизия.

«Было ужасное постановление не о закрытии того музея, а о ликвидации. Это совсем разные слова. Если вам приходит бумага с требованием ликвидировать какой-то материал, тут всё зависит от вашей головы: вы можете решить, что его можно сжечь, его можно выбросить, его можно продать — всё что угодно, но только не показывать. Естественно, ни Музей Пушкина, ни Эрмитаж не могли ликвидировать эти сокровища. Менялись времена. Пришла хрущёвская оттепель. Постепенно стали выставлять эти коллекции. Но отмены того решения не было. Надо то решение отменить, а не просто потихонечку, по картине, выставлять. Надо сделать эту работу. Вот мы открыли эту выставку, а на ней лежит запрет, который никто не снимал», — заявила президент музея.

Одним из кураторов проекта стал внук коллекционера Щукина Андре-Марк Делок-Фурко. На торжественной церемонии открытия выставки он и его супруга получили российское гражданство.

Беспрецедентная по масштабу и содержанию выставка займет практически все пространство музея. Проект представит историю формирования коллекции Сергея Щукина через его личность, биографию семьи и культурно-исторический контекст, который помогут воссоздать собрания братьев – Петра, Дмитрия и Ивана. В экспозицию войдут знаковые произведения Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо и других мастеров.

Сергей Иванович Щукин (1854–1936) происходил из московской купеческой семьи. Собирательством живописи он увлекся лишь после сорока лет, в то время как его братья были одержимы коллекционированием с молодости. Дмитрий, Пётр и Иван были наделены особым чутьем и каждый из них, в той или иной степени, повлиял на характер коллекционирования Сергея. Первые залы выставки посвящены братьям Щукиным и образам их коллекций. Пётр Щукин собирал исторические реликвии, ювелирные украшения, предметы декоративно-прикладного искусства и быта. Его коллекция, ставшая важнейшей частью Государственного исторического музея, была эклектична и настолько разнопланова, что нередко вызывала скептическое отношение современников. Но вместе с тем, Пётр одновременно с Сергеем открыл для себя новую французскую живопись. Дмитрий Щукин – вдумчивый, просвещенный коллекционер и тонкий знаток истории искусств – собирал произведения старых мастеров, отдавая особое предпочтение голландским живописцам XVII века. Залы искусства Голландии в ГМИИ им. А.С. Пушкина, в значительной степени, сформированы из произведений, принадлежавших Дмитрию. Самый младший из братьев, Иван Щукин – все еще мало изученная фигура. Он был человеком разносторонних дарований, знатоком Парижа и парижской жизни, его художественно-литературный кружок «Щукинские вторники» посещали яркие представители богемы. Именно младший брат ввел Сергея в художественную среду и привлек его внимание к современному французскому искусству. Не справившись с соблазнами французской столицы, Иван покончил жизнь самоубийством. На выставке будет показана лишь небольшая часть произведений, некогда принадлежавших Ивану Щукину – из-за частых финансовых затруднений он был вынужден продавать свои собрания. Парадоксально, но большинство сведений о коллекциях Ивана сохранились только за счет их утраты – в каталогах аукционных распродаж.
Коллекция Сергея Щукина – ось выставки. Вкус Щукина сформировался не сразу. Многоплановость его пристрастий в первые годы собирательства демонстрирует диапазон интересов, достаточно типичный для московских предпринимателей той поры. Первые произведения импрессионистов, приобретенные в 1898 году, положили начало собранию, с которым Сергей Щукин вошел в историю как коллекционер радикальной живописи, собравший произведения, без которых уже невозможно представить историю искусства ХХ века. Такие качества, как интуиция, способность к риску, готовность приобретать работы художников, не имеющих стабильного признания и еще не завоевавших мир, позволили Щукину стать заметным на фоне западных собирателей рубежа XIX и ХХ веков. Он самостоятельно принимал решения, воспитывал в себе коллекционера, приобретал не те произведения, которые должны были нравиться, а те, что его будоражили и задевали, осваивал искусство новых художников. Каждое его новое увлечение – довольно резкий маневр. В коллекционировании Щукин шел против общепринятых вкусов. Начав с приобретения довольно традиционных пейзажей, менее чем за 20 лет Сергей Щукин сформировал одно из лучших в мире собраний новой французской живописи. Характер этой коллекции определяют революционные произведения, поворотные для русского художественного процесса и для мирового искусства ХХ века в целом.
Центральная часть экспозиции – «реконструкция» коллекции Сергея Щукина, она воссоздает путь и логику собирателя, позволяет увидеть, как формировался и менялся его вкус. Каждому большому увлечению коллекционера посвящен отдельный зал.
Клод Моне и импрессионисты. После приобретения первой импрессионисткой работы в 1898 году («Скалы в Бель-Иль» Клода Моне) на протяжении шести лет Щукин покупал картины представителей этого направления и собрал в общей сложности более 50 первоклассных полотен О. Ренуара, Э. Дега, К. Моне.
Поль Гоген. Новое увлечение фиксировало резкий поворот в манере собирательства Сергея Ивановича. В этот период в доме коллекционера появились наполненные глубоким духовным содержанием таитянские картины Гогена. Композиция из плотно развешенных на стенах 16 полотен производила впечатление монументальной фрески. Плотность этого экспонирования, очевидно, была связана не только с характерной для того времени шпалерной развеской, но и с тем, что Щукин интуитивно понял синтетическую природу творчества Гогена. Критик и искусствовед Яков Тугендхольд, составивший каталог коллекции С.И. Щукина, назвал эту инсталляцию «гогеновским иконостасом».
Следующим увлечением Сергея Щукина стал Анри Матисс, в ту пору лидер фовизма – наиболее радикального из современных живописных течений. Собирая произведения А. Матисса, Щукин стремился следовать логике самого художника и выбирал элементарные, лаконичные, новаторские в своей простоте вещи: «Игра в шары» (1908), «Красная комната» (1908), «Нимфа и сатир» (1909). Кульминация этих покупок – декоративные панно «Танец» и «Музыка», которые и для художника, и для коллекционера были смелым решением и художественной декларацией. Во многом благодаря Сергею Щукину Россия располагает уникальной коллекцией раннего Матисса – московскому коллекционеру принадлежало 37 живописных произведений мастера.
Пабло Пикассо. Сергей Щукин – один из немногих в России, кто оценил этого художника, и стал крупнейшим в мире коллекционером его творчества. Он был обладателем 51 работы мастера, – больше в те годы не было ни у кого из частных собирателей. Будучи пристрастным и избирательным, Щукин оставлял целые периоды в творчестве мастера без внимания. Он отдавал предпочтение раннему Пикассо – радикальному и примитивному, обозначившему новое художественное направление – кубизм. Выполненные в коричнево-зеленой гамме, картины Пикассо были плотно развешены в небольшой комнате и производили колоссальное впечатление на публику.
В 1912 году Сергей Щукин приобрел полотна художника-самоучки Анри Руссо, которым восхищались парижские авангардисты. Последним увлечением коллекционера стал крупный французский художник Андре Дерен, значимость которого Щукин разглядел задолго до того, как его «распробовали» европейские коллекционеры и публика. В 1920-е Дерен стал очень востребованным, но полет вдохновения ушел. Щукин застал его творчество в самую яркую и интересную эпоху. Приобретения работ Дерена в 1913–1914 годах были сделаны на излете формирования коллекции. Начало Первой мировой войны и последующая эмиграция Сергея Ивановича во Францию положили конец его собирательской деятельности.


«Танец» Анри Матисса. Кульминационной точкой в развитии собрания является масштабное декоративное панно, выполненное по заказу Сергея Щукина. Эту картину, осмеянную, непринятую публикой, коллекционер сначала отказался забирать. Но веря в правоту Матисса, Щукин в очередной раз преодолел себя и пошел против вкусов публики. Он вернулся к своему первоначальному замыслу и разместил панно в своем особняке на самом видном месте – на лестнице. Щукин сделал «Танец» Матисса символом своей коллекции, предвидя значимость одного из ярчайших произведений ХХ столетия. Архитектурное решение выставки воссоздает образ коллекции Сергея Щукина, которая располагалась в интерьерах его особняка. Панно «Танец» будет представлено отдельно в самом большом пространстве Пушкинского музея – в Белом зале, как главный акцент в истории развития коллекции Сергея Щукина и его собирательского мировоззрения.

«Коллекция Louis Vuitton. Избранное»
Вторая выставка — «Коллекция Louis Vuitton. Избранное» — также по-своему уникальна: все представленные произведения современного искусства впервые демонстрируются в России. Кроме того, это один из крупнейших показов собрания за пределами Парижа с момента открытия фонда.

«Музей существует не так давно, пять лет, но сейчас это место, куда приходишь всегда, когда приезжаешь в Париж, — отметила Марина Лошак на открытии выставки. — Музей располагает потрясающей коллекцией современного искусства. У него своё понимание важного и существенного».

Главный куратор выставки и арт-директор Фонда Louis Vuitton Сюзанн Паже рассказала RT о главной идее коллекции.

«Нельзя разделять современное искусство и историю искусства. Не должно складываться впечатление, что современное искусство родилось вчера. Необходимо подчёркивать, что оно имеет некие корни», — заметила она.

На выставке представлены шедевры Альберто Джакометти, Ива Кляйна, Герхарда Рихтера, Энди Уорхола и других признанных мастеров современного искусства.

«Автопортрет» Уорхола — большое полотно, и Паже признаётся, что вписать его в выставочное пространство было непросто.

«Когда мы делали выставку, мы буквально трансформировали здание Пушкинского музея, которое идеально для той коллекции, которая выставляется здесь обычно, но тесновато для современного искусства. У нас были вопросы по поводу (картин. — RT) Энди Уорхола и ряда других произведений — как они впишутся в эти залы. Однако мы нашли специальное решение, благодаря которому эта картина смогла остаться среди экспонатов выставки, так как для нас было важно показать это знаковое произведение Уорхола. Есть секрет, но я его не расскажу», — заявила она.

Экспозиция демонстрирует четыре магистральные линии, определяющие структуру коллекции Fondation Louis Vuitton:
— линия «созерцательного искусства», яркими примерами которого являются работы Дэна Флавина, Таситы Дин, Герхарда Рихтера, Зигмара Польке и Кристиана Болтански, делающая акцент на эмоциональном отношении художника к миру.
— экспрессивность личного взгляда объединяет художников, которые в своем творчестве задаются такими глобальными, общечеловеческими вопросами, как жизнь, смерть, любовь, страх или одиночество. Это Альберто Джакометти, Ив Кляйн, Аннет Мессаже, Иза Генцкен, Маурицио Каттелан, Марк Брэдфорд, Вольфганг Тильманс, Мона Хатум;
— «поп»-вектор, заданный актуальными тенденциями современной жизни, находит выражение в работах Энди Уорхола, Жан-Мишеля Баския, Андреаса Гурски, Бертрана Лавье;
— «музыкально-звуковая» линия, отражающая особый интерес Fondation Louis Vuitton к искусству новых медиа, представлена на выставке двумя большими инсталляциями Пьера Юига и Марины Абрамович;
Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина:
Выставка коллекции Fondation Louis Vuitton — уникальная возможность для публики увидеть одновременно великолепные образцы современного искусства. Каждый из художников представлен в экспозиции своими хрестоматийными работами. Это визитная карточка всего лучшего, что есть в этой огромной и фантастической по качеству коллекции. Собрание во многом показывает и личность коллекционера, очень глубокий и осмысленный коллекционерский подход.
Сюзанн Паже, арт-директор Fondation Louis Vuitton, главный куратор выставки:
Выставка отражает взгляды нашего главы на развитие музея, и подчеркивает важность роли, которую он отводит современному искусству в историческом контексте. Работы, представленные на выставке, были созданы в период с 1947 по 2018 гг., и объединяет их скорее схожесть эмоционального воздействия, а не формальные академические критерии. Избранные произведения отражают богатство нашей Коллекции, ее разнообразие в контексте жанров, гендеров, традиций, культур и истории. В то же время они позволяют увидеть самые разные средства, которые сегодня используют художники в своем творчестве: в живописи, скульптуре, фотографии, кино, инсталляциях. Выставка знакомит зрителя с произведениями ключевых французских и зарубежных художников, которые являютсЯ частью нашей постоянно развивающейся Коллекции. При выборе экспонатов, мы учитывали, что выставочное пространство Пушкинского музея идеально подходит для показа произведений искусства XIX и XX веков и радикально отличается от здания Фрэнка Гери в Париже, спроектированного специально для показа работ, созданных в новом столетии.

Выставка собрания Fondation Louis Vuitton пройдет одновременно с масштабной экспозицией «Щукин. Биография коллекции», посвященной знаменитому русскому собирателю Сергею Щукину, которая разместится в Главном здании музея. Две выставки знаковых собраний помогут зрителям проследить сходства и отличия их формирования, продемонстрируют эволюцию подходов к коллекционированию современного искусства в начале XX и XXI веков. К выставке издан каталог, подготовлены образовательная и инклюзивная программы.
Постоянная экспозиция Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков вновь будет открыта для публики с конца октября 2019 года.

Источник материала
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Linda на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...


Комментарии