Идеология в жизни Китая

Какое место в жизни китайского общества занимает идеология? На этот вопрос ответить просто — колоссальное. Сложнее ответить на другой вопрос: какая это идеология и каким образом она определяет развитие КНР. Чтобы ответить на этот вопрос, придётся начать издалека.

Сто цветов Китая

Мы часто спрашиваем у студентов на экзамене по новейшей истории Китая: какая религия является ведущей в стране? Правильный ответ: никакая. В Китае существует, как принято считать, так называемый религиозный синкретизм.

Справка

Синкретизм — соединение нескольких противоречивых теорий, отождествление и соединение разнородных начал, игнорирующие их различия. Религиозный синкретизм — слияние абсолютно разных религиозных направлений, вероучений и культов.

Это означает, что в Китае вполне себе спокойно уживаются вместе буддизм, конфуцианство и даосизм (впрочем, многие считают, что и конфуцианство, и даосизм не столько религии, сколько философские учения). Причём уживаются не только внутри страны, но и в голове отдельного китайца, поскольку, на самом деле, относятся к различным сферам жизни: конфуцианство определяет отношения в обществе (отношение к власти, отношения в семье, нормы поведения и т. п.), буддизм относится к мистической стороне жизни (молитвы, гадания, религиозные ритуалы). Что же касается даосизма, то в его сфере остаются отношения с природой и всё, что касается человеческого тела, — физические практики, сексуальная жизнь и т. д. Понятно, что это очень упрощённая картина, но некоторое понятие о том, что определяет базовые постулаты поступков рядового китайца, она, на мой взгляд, даёт.

 

Примерно то же касается и идеологии. Официально Китай — страна победившего социализма, в которой основной идеологией является марксизм. Правящая в Китае партия, очередной — девятнадцатый — съезд которой на днях прошёл в Пекине, называется Коммунистической партией Китая. То есть партией, целью которой является построение коммунизма (или сначала социализма — первой фазы коммунизма, по Марксу). И в одной из первых статей Устава КПК записано, что марксизм является «идейной основой» партии. А одним из главных условий реформ в стране, выдвинутых Дэн Сяопином, было соблюдение «четырёх основных принципов»: «отстаивать социалистический путь, отстаивать диктатуру пролетариата, руководство со стороны партии, марксизм-ленинизм и идеи Мао Цзэдуна».

В Китае легко уживаются противоречивые философские концепции и подходы, что определяет специфику китайского менталитета.

«Китайский специфический социализм»

Однако марксизм в Китае, как и социализм, «китаизированный». Или, как принято переводить вслед за китайцами, — «с китайской спецификой», «ю чжунготэсэдэ» — «имеющий китайские особенности». При этом, кстати, редко кто обращает внимание на то, что с середины 90-х годов иероглиф «ю» («иметь») из термина «социализм с китайской спецификой» незаметно исчез. И теперь это звучит как просто «чжунготэсэдэшэхуйчжуи». То есть «китайский специфический социализм».

Одна из главных заслуг Мао Цзэдуна, считающегося в сегодняшнем Китае основателем государства и главным идеологом КПК, — это «соединение марксизма с практикой китайской революции», «китаизация марксизма». Впрочем, стоит сказать, что и сам марксизм в Китае был заимствован в основном из советской России уже с теми дополнениями и изменениями, которые связаны с именами Ленина, Троцкого, Сталина и отчасти Бухарина.

Заметим, что и основатель Китайской республики и партии Гоминьдан, с которой коммунисты боролись за власть в ходе Гражданской войны 1945–1949 годов, Сунь Ятсен тоже считался одно время марксистом или, по крайней мере, социалистом. И сама партия Гоминьдан строилась по образцу большевистской партии и с помощью советских советников (прежде всего Михаила Бородина, который был личным советником и другом Сунь Ятсена). Естественно, что термины марксизма в той или иной степени достаточно широко использовались обеими сторонами во внутриполитической борьбе в стране. Но непременно в сочетании с китайскими традициями общественной мысли, прежде всего конфуцианскими. Поскольку, как уже говорилось выше, именно конфуцианские традиции имеют отношение к организации общества и государства в стране.

Главное отличие конфуцианских традиций от марксизма, пожалуй, в том, что в конфуцианстве (и в Китае особенно) всегда существовал примат культуры, образования, то есть того, что в марксизме принято называть «надстройкой». В отличие от «базиса», то есть, проще говоря, экономики. Недаром одним из недостатков марксизма (вернее, одной из его частей — исторического материализма) считается так называемый экономический детерминизм, зависимость надстройки от базиса, наиболее выпукло выраженный в постулате о том, что производственные отношения определяются уровнем развития производительных сил. И меняются тогда, когда перестают этому уровню соответствовать. Другими словами, пока производительные силы (базис) не разовьются в достаточной степени, смены производственных отношений в ходе социальной революции не произойдёт. Именно из этого Маркс делал тот вывод, что социалистическая революция должна начаться в самой развитой стране капитализма.

Этот постулат был, как мы знаем, пересмотрен Лениным и его соратниками, заявившими о том, что революция может произойти в «самом слабом» звене капиталистической системы (то есть в России), а уже потом распространиться по миру. Китайские «марксисты» пошли ещё дальше (при поддержке Коминтерна, заметим).

Впрочем, подробное изложение всех новаций, привнесённых идеологами Китая в марксизм, не входит в рамки данной статьи. Скажу лишь о том, что для первого собрания сочинений Мао Цзэдуна, изданного в 50-х годах, многие его статьи пришлось редактировать с помощью советских специалистов, чтобы приблизить идеи Мао Цзэдуна к «советской версии» (к сталинской). Однако основные моменты, имеющие отношение к теме идеологии, назвать необходимо.

Как уже говорилось, это прежде всего примат культуры, то есть твёрдое сознание того, что именно идеи, культура, традиции, духовная жизнь общества, по большому счёту, идеология имеют решающее значение в жизни социума. Недаром и распространение марксизма в Китае началось с «движения за новую культуру». А самая знаменитая идеологическая кампания Мао Цзэдуна известна под названием «культурная революция».

Фрагмент «культурной революции» — народный суд над «ревизионистами». Пекин, 1966 год.

Идеологические кампании велись на протяжении существования КНР и КПК практически всё время. «Чжэнфэн» (кампания «исправления стиля»), «борьба против трёх и пяти зол», борьба с буржуазными элементами, кампании времён «большого скачка», «культурная революция», кампания критики Линь Бяо и Конфуция — это лишь некоторые наиболее известные в истории нового Китая. При этом будет упрощением считать, как это было принято в советской историографии Китая, что всё это — исключительно проявление внутриполитической борьбы, борьбы Мао Цзэдуна за власть в стране.

Китайский социализм провозглашает примат культуры и идеологии, а не примат экономики, что противоречит классической марксистской теории.

Дэн Сяопин тоже начал реформы с идеологической кампании — «борьбы за раскрепощение сознания», целью которой было избавление от догматического понимания марксизма и поиск собственных, китайских путей развития. Именно тогда был выдвинут тезис о том, что «практика — единственный критерий истины», и неважно, какого цвета кошка… Однако это продолжалось недолго — «борьбу за раскрепощение сознания» сменила «борьба с буржуазной либерализацией».

Коммунизм подождёт

Главный вклад Дэн Сяопина в идеологию нынешней компартии Китая, также записанный в Уставе КПК, — это теория «начального этапа социализма», позволившая при сохранении общей марксистской канвы представить дело так, что на начальном этапе развития социализма в Китае можно и нужно использовать рыночные механизмы и частную собственность (здесь Дэн отчасти опирался на работы Бухарина периода нэпа, как раз совпавшего со временем недолгой учёбы молодого Дэн Сяопина в Москве). Но при этом, как подчёркивал Дэн Сяопин, начальный этап социализма может продлиться в Китае и 50, и 100 лет. Это положение позволило не только широко использовать рыночные механизмы, но и отложить цель строительства социализма и коммунизма на далёкое будущее, поставив вместо неё цель «построения общества малой (а потом и средней) зажиточности», так называемого «сяокан» (термин, заимствованный из традиционных китайских построений).

Нужно заметить, что основные теоретико-идеологические новации представителей каждого из поколений, стоявших во главе страны после 1949 года, входят составной частью в ту самую статью Устава КПК, определяющую её «идейную основу».

Справка

Китайская историография для описания истории КНР употребляет термин «пять поколений руководителей». Первое поколение представлено Мао Цзэдуном и ветеранами партии, второе — Дэн Сяопином, третье — Цзян Цзэминем, возглавлявшим страну в 90-е годы, четвёртое — Ху Цзиньтао и занимавшим при нём должность премьера Госсовета (аналог премьер-министра) Вэнь Цзябао, пятое — сегодняшнее. Это деление вызывает критику некоторых отечественных китаеведов, говорящих о том, что подобное представление истории КНР намеренно упускает из виду деятельность тех руководителей Китая, о которых сегодня вспоминать невыгодно: Хуа Гофэн, Ху Яобан, Чжао Цзыян.

Правда, заслуги записываются по-разному, что определяется степенью и заслуг, и пиетета по отношению к данному руководителю. Например, Мао и Дэн названы поимённо, а Цзян Цзэминь и Ху Цзиньтао — без упоминания имени. До недавнего времени эта статья Устава, принятого на VI съезде в 2002 году (когда сдавал дела Цзян Цзэминь), исправленная через 10 лет, в 2012-м, когда власть переходила от Ху Цзиньтао к Си Цзиньпину, выглядела так: «Коммунистическая партия Китая руководствуется в своей деятельности марксизмом-ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна, теорией Дэн Сяопина, важными идеями тройного представительства и научной концепцией развития».

Стоит подробнее остановиться на идее «тройного представительства», выдвинутой КПК в конце 90-х годов и приписываемой лично Цзян Цзэминю. Её смысл в том, что КПК с конца 90-х перестала представлять себя партией рабочего класса и крестьянства, а стала выражать (и всегда выражала, по Цзян Цзэминю) «требования развития передовых производительных сил Китая, коренные интересы самых широких народных масс» и, конечно, передовую культуру. То есть превратилась в партию «всего народа», что, в свою очередь, позволило активно привлекать и принимать в партию представителей бизнеса (тем более что в большинстве своём они были бывшими партийными работниками и чиновниками).

Упоминание о «научной концепции развития» относится ко времени правления Ху Цзиньтао, когда был выдвинут лозунг «построения социалистического гармоничного общества», явившийся ответом на недовольство очень большой части социума результатами реформы и прежде всего претворения в жизнь постулата Дэна о том, что сначала может обогатиться и стать зажиточной лишь часть общества, а остальные потом «подтянутся». Именно к этому периоду относится появление и усиление в Китае идеологии и влияния «новых левых», критикующих коррупцию и стиль поведения «новых китайцев» и призывавших вернуться к аскетизму и стилю времён Мао Цзэдуна.

«Не забирайте слишком вправо… провернётесь!»

Сегодня мы можем констатировать, что взгляды «новых левых» всё больше становятся мейнстримом. Вновь вошёл в моду и пропагандируется известный персонаж времён Мао Цзэдуна — солдат Лэй Фэн, трагически погибший в результате собственной глупости, но оставивший дневник, в котором он писал, что счастлив быть «винтиком Мао Цзэдуна».

Лэй Фэн — образец безупречного альтруизма и верности коммунистическим идеалам, пример для воспитания молодёжи.

Вновь всю страну и партию призывают «сплотиться» вокруг ЦК партии во главе с «ядром ЦК» товарищем Си Цзиньпином. Достаточно сказать о том, что практически все новации и положения товарища Си уже сейчас, не дожидаясь его ухода, были включены в устав на прошедшем съезде, а его «идеи о социализме с китайской спецификой новой эпохи» вписаны в ту самую статью Устава об идейных основах партии, причём с указанием имени.

Процитирую резолюцию съезда по проекту пересмотренного Устава:

«Идеи Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи являют собой продолжение и развитие марксизма-ленинизма, идей Мао Цзэдуна, теории Дэн Сяопина, важных идей тройного представительства и научной концепции развития, новейшее достижение китаизации марксизма, квинтэссенцию практического опыта и коллективной мудрости партии и народа, важную составляющую теоретической системы социализма с китайской спецификой, а также руководство к действию при осуществлении партией и народом великого возрождения китайской нации. В долгосрочной перспективе необходимо руководствоваться этими идеями и непрерывно их развивать… Съезд единогласно одобряет признание в Уставе идей Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи руководством к действиям партии наравне с марксизмом-ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна, теорией Дэн Сяопина, важными идеями тройного представительства и научной концепцией развития. Съезд обязывает всех партийных товарищей добиваться единства взглядов и действий на базе идей Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи, повышать сознательность и решительность в их изучении и реализации, внедрять идеи Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи во весь процесс социалистической модернизации и во все аспекты партийного строительства.

Съезд одобряет внесение в Устав партии следующих дополнений: обеспечивать единство взглядов и действий на базе идей Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи; надёжно укреплять политическое сознание, сознание интересов целого, сознание ядра и сознание равнения, неуклонно защищать авторитет ЦК КПК, ядром которого является товарищ Си Цзиньпин, и поддерживать его единое централизованное руководство…

Съезд считает, что руководство со стороны Коммунистической партии Китая — самая сущностная особенность социализма с китайской спецификой, а также наиважнейшее преимущество социалистического строя с китайской спецификой. Во всех уголках страны партийными, правительственными, военными, гражданскими кругами и интеллигенцией — партия руководит всем. Съезд одобряет включение этого важного политического принципа в Устав партии, что способствует укреплению у всех членов партии партийного сознания, осуществлению идеологического единства, политической сплочённости и согласованности действий внутри партии…».

Мне кажется, что комментарии излишни.

Завершившийся на днях Съезд КПК закрепил главенствующую роль Си Цзиньпина и идеологии в жизни Китая.

Источник материала
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем admin на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...

1 Комментарий
Старые
Новые
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии