История одной картины
«Искушение Святого Антония»
1946 г.
Сальвадор Дали
Королевские музеи изящных искусств, Брюссель.
Картина Сальвадора Дали “Искушение святого Антония” появилась благодаря кинематографу. Для фильма “Милый друг” потребовалось нарисовать образ святого, подвергающегося различным искушениям. Множество различных художников приняли участие в этом конкурсе, в том числе и великий сюрреалист Сальвадор Дали, но победу одержал некий художник – эмигрант из Европы.
Святой Антоний – это реально существующий отшельник, который жил в IV веке. По преданию, ему практически каждую ночь являлись демоны, мучающие его, или женщины, пытавшиеся его соблазнить.
Сюжет, изображающий искушения святого Антония был очень популярен в средние века; второе рождение он пережил уже в середине XX века. Сальвадор Дали предложил достаточно оригинальную трактовку этого сюжета, впрочем, как и многих других.
Картина Сальвадора Дали “Искушение святого Антония” словно обладает дополнительным измерением между небом и землей, длинные и тонкие ноги слонов находятся именно там. В центре композиции художник изобразил все искушения, мучающие отшельника, а сам он находится в левом нижнем углу картины.
Искушения изображены в аллегорической форме: конь олицетворяет мощь, силу и наслаждение, один из слонов несет на спине Чашу Желания, второй – обелиск, символ власти. На заднем плане изображен Эскориал – символ гармонии души и тела, духовного и материального начала – цель Антония.
Вздыбленный конь — это символ чувственного наслаждения и непревзойденной мощи. Слоны — доминирование и власть. У первого из них на спине — чаша желания с обнаженной женщиной, у второго — обелиск, напоминающий творение римского скульптора Бернини, а у последних — архитектурная композиция в стиле Палладио.
Огромные фигуры опираются на паучьи ноги и, кажется, вот-вот обрушатся на святого. Этот образ длинных тонких ног со множеством суставов отчасти напоминает кузнечиков, которых Дали жутко боялся с детства.
На горизонте в облаках виднеется испанский Эль-Эскориаль, который для художника был символом закона и порядка, достигаемого через слияние духовного и светского.
История Антония была неплохо растиражирована в Средние века. Но по мере того, как все больше воспевались простые бренные радости, про святого начали забывать.
Почему о нем вспомнил Дали? Все очень просто — из желания победить. Альберт Левин, американский кинопродюссер, объявил конкурс на образ искушаемого святого. Не для забавы ради было это сделано. Левин как раз думал о съемках фильма по новелле Ги де Мопассана «Милый друг». 11 художников, в том числе и Дали, предложили свои варианты. Победил сюрреалист Макс Эрнст. А в вечность вошло творение Сальвадора.
Годы спустя бразильское рекламное агентство Leo Burnett Sao Paulo, вдохновившись Дали, адаптировало сюжет к современности. Во главе «процессии» — символ доллара Джордж Вашингтон, стилизованный под богиню правосудия Фемиду. За ним следуют одряхлевший дядюшка Сэм — американская экономика, на теле которой сидит комар Усама бен Ладен, высасывая последние «соки». Далее идут Китай и арабские страны. А слоган у этой карикатуры-аллегории звучит так: Don’t be lost in the weird world of investment («Не теряйтесь в мире странных, непонятных инвестиций»).
Судьба художника
С детства Сальвадор чувствовал себя особенным. И всячески старался продемонстрировать это окружающим: затевал драки, устраивал скандалы, закатывал истерики — все, чтобы только выделиться и привлечь к себе внимание.
Со временем, когда встал вопрос о карьере, Дали был так одержим коммерческим успехом, что Андре Бретон придумал ему прозвище-анаграмму: «Avida Dollars» (что по-латыни не совсем точно, но узнаваемо значит «алчный до долларов»). Прозвучало хлестко, но на гонорарах Сальвадора не отразилось — люди продолжали тратить состояния на произведения Дали.
Самое печальное в истории художника — умер он одиноким и больным. Ни деньги, ни слава не спасли его от навалившихся страстей, паучьи ножки которых подкосились все-таки.
После смерти жены в начале 1980-х Дали впал в глубокую депрессию. Болезнь Паркинсона мешала работать. Ухаживать за больным и обезумевшим стариком было трудно, он бросался в медсестёр тем, что подворачивалось под руку, кричал, кусался.
Дали скончался 23 января 1989 года от сердечного приступа. Художник завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди, поэтому тело замуровано в пол в одной из комнат театра-музея Дали в Фигерасе.
Что касается картины, по мнению исследователей творчества Сальвадора Дали, она стала началом нового направления в творчестве художника: в его работах начинает проявляться синтез трех элементов: традиционной живописи, спиритуализма и духа новой эпохи, эпохи атома.
@По многочисленным источникам из интернета