История одной картины
Громадная картина 3 на почти 6 метров, изображает сцену из истории церковного раскола в XVII веке.
После дебюта на 15-й передвижной выставке 1887 года куплена за 25 тысяч рублей для Третьяковской галереей, где и остаётся одним из основных экспонатов.
Согласно тексту «Повести о Боярыне Морозовой , 17/18 ноября 1671 год от Рождества Христова (то есть 7180 года от сотворения мира) знаменитые сёстры-«расколоучительницы» Феодосия Морозова и Евдокия Урусова, содержавшиеся «в людских хоромах в подклете» московских палат Морозовых, были отправлены в Чудов монастырь.
Боярыня Морозова
1884-1887
Суриков
Третьяковка, Москва
Суриков вспоминал, что ключ к образу главной героини дала увиденная однажды ворона с чёрным крылом, которая билась о снег.
Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Портретный этюд был написан всего за два часа. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо — бескровное, фанатичное, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны, и кидаешься ты на врагов аки лев».
Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу.
Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Художник прикреплял зарисовки к картине кнопками, от которых остались отверстия, раскрытые при реставрации.
***
Когда сани поравнялись с монастырём, боярыня с цепью на вые (шее) сложила длань в двуперстие и «высоце вознося, крестом ся часто ограждше, чепию же такожде часто звяцаше». Именно этот эпизод и изображён на холсте.
Биография Морозовой
О знатном происхождении и богатстве княгини свидетельствует множество фактов. Среди них можно выделить следующие: Морозова входила в сопровождающую свиту царицы; в возрасте семнадцати лет была выдана замуж за Глеба Фёдоровича Морозова, который приходился родственником царю династии Романовых; боярыня рано овдовела, после чего в её распоряжение поступило множество имений и усадеб от покойного мужа. Княгиня принадлежала к высшей знати того времени. Она была чрезвычайно богата, о чем свидетельствуют сохранившиеся записи современников. Среди них можно выделить следующие важные аспекты:
Имущество Морозовой состояло из множества имений. В одном из них боярыня соорудила первую на Руси усадьбу в западном стиле. Во владении боярыни находилось около восьми тысяч крепостных крестьян. По словам современников, Морозова ни в чем себе не отказывала. Её карета была украшена богатой мозаикой и серебром. В любой поездке за Феодосией Морозовой следовало около ста человек, оберегающих её здоровье.
В отношении религии она была категорична, так как являлась противницей реформ патриарха Никона. Царь Алексей Михайлович старался повлиять на боярыню, лишая её поместий. Но это не приносило никакого результата. Долгое время княгиню спасали её высокое место в обществе и покровительство царицы Марии Ильиничны. В 1670 году Морозова окончательно удалилась от массовых светских мероприятий. Она даже не явилась на свадьбу царя с Натальей Нарышкиной. После этого вопиющего случая государь принял окончательное решение о судьбе боярыни, сослав её вместе с сестрой в земляную тюрьму Пафнутьево-Боровского монастыря.
Влияние церковной реформы
Изменения, введённые патриархом Никоном при поддержке царя, привели к расколу общества на две оппозиционные группы. Люди, придерживающиеся старообрядческих обычаев, отошли от православной церкви.
Свою карьеру будущий патриарх Никон начал с редактирования всех книг, которые должны были по своему содержанию соответствовать греческим правилам и уставам. Бо́льшая часть общества, а также царская власть положительно отреагировали на эту реформу, поскольку необходимость изменения церковных обрядов была очевидна. Своеобразная модернизация православной церкви осуществлялась в целях укрепления положения Российского государства на международной арене. Это позволило бы укрепить связи во внешней политике. Ситуацию понимали все: и царь Алексей Михайлович, и вся светская элита, и представители церкви.
Политика реформирования активно начала воплощаться в жизнь с 1650 года. Она положила начало возникновению общественного резонанса. При богослужении введения, связанные с проведённой реформой, состояли в следующем:
- требование креститься тремя пальцами, а не двумя, новшество встретило массовое неприятие среди русского народа;
- число поклонов подлежало сокращению (с 6 до 4);
- совершение крестных ходов против солнца;
- при причащении было уменьшено количество просфор;
- поклоны во время молитвы нужно было совершать не до пола, а лишь до пояса;
- введение в пользование нового Служебника;
- исправление молитв в соответствии с греческими уставами, что привело к значительному изменению их смысла и усилило недовольство русского народа;
- иконы, написанные по старому образцу, подлежали уничтожению.
Все эти перемены привели к тому, что бо́льшая часть русского населения стала выказывать протесты, так как эта реформа воспринималась как посягательство на православную веру и её чистоту. Таким образом, главной идеей картины является донесение до зрителей трагических событий, существовавших в судьбе русского народа. Реформа привела к церковному расколу и множеству человеческих жертв. Старообрядцы (староверы) совершали в этот период самосожжения, выражая тем самым несогласие с проводимой церковью политикой.
Произведение Василия Ивановича Сурикова не позволит современному поколению забыть об этом историческом периоде. Благодаря великому творению русской живописи любой человек сможет почувствовать страх, ужас и безысходность, которые испытывали люди в процессе осуществления радикальных церковных реформ.
С 1887 года по настоящее время картина находится в Государственной Третьяковской галерее. Долгая и кропотливая работа над этим произведением, включающая в себя массу этюдов, доработок и упорных поисков, принесла Сурикову славу и известность в истории русской живописи.
Источник: https://nauka.club/kulturologiya/kartinа-boyarynya-morozova.html