Как и чем солдаты стреляют на учениях?
Ну не боевыми же им жахать друг по другу! Но чем тогда? И как во время учения можно определить, кто «ранен», а кто «убит»?
Что такое «насадка для холостой стрельбы» — знают, кажется, почти все. Это навинчиваемая на дульный срез оружия втулка с отверстием малого диаметра в передней части. Если мы говорим о России и АКМоидах, то в комплекте с насадкой применяются специальные холостые патроны — сейчас это 5,45×39 мм боеприпас «7Х3» с пластиковой пулей белого цвета.
При прохождении через насадку пуля разрушается, её мелкие осколки сравнительно безопасны (но только «сравнительно» — палить в «противника» с дистанции меньше пяти метров не сто́ит). Такая стрельбы со стороны выглядит весьма впечатляюще, но на армейских учениях всё-таки эффект от применения холостых был совершенно «не тот». Для оценки эффективности огня воинского подразделения всегда требовалась помощь сторонних посредников, которые присутствовали на учениях и определяли, кто выжил, кто ранен, а кто убит, основываясь на своих критериях оценки.
Определить подобным способом индивидуальную меткость отдельного солдата не представлялось возможным, всё было очень эфемерно. На стрельбище рота отстрелялась хорошо — значит, и в бою не подведут. А это, как мы знаем, далеко не всегда соответствует истине.
Военных этот вопрос сильно беспокоил, но всерьёз им занялись только с повсеместным «введением в строй» лазеров — точнее, их лёгких и не слишком энергозатратных моделей.
В начале 80-х годов прошлого века американская фирма Simulaser разработала систему под названием M.I.L.E.S. (Multiple integrated laser engagement system). Для её использования на обмундировании солдата размещались приёмники лазерного излучения, а сам лазерный излучатель крепился к личному оружию. Стрельба велась холостыми патронами, на дульную часть ствола надевалась специальная заглушка, предотвращавшая возможность стрельбы обычными боеприпасами. При каждом выстреле лазер посылал короткий импульс в сторону цели, и, если луч попадал в один из датчиков, система подавала звуковой сигнал (громкий и довольно противный писк). Кроме того, датчики размещали на боевой технике: они были запрограммированы так, чтобы, например, солдат из штурмовой винтовки не мог «подбить» пушку или танк.
Поначалу M.I.L.E.S. не отличалась совершенством: солдаты жаловались, что каска с таким обвесом чрезмерно тяжела. К тому же особо вредные военнослужащие и после того, как их «условно убили», не желали покорно дожидаться конца боя и продолжали палить по врагу. Всё, как в детстве: «Пиу-пиу, ты убит!» — «Нечестно, тебя уже убили!» — «А я из последних сил!!!». Со временем эти недостатки удалось исправить: теперь при попадании система блокирует оружие стрелка. M.I.L.E.S.-2000 сейчас стала стандартом не только в НАТО, но и во многих других странах мира.
Антон Железняк Эксперт по техническим и инженерным вопросам: Вы можете сказать: «Позвольте, да это же лазертаг!» — и будете совершенно правы. Обвес для этой игры (и более поздней «файртаг») — это упрощённая «гражданская» версия M.I.L.E.S. Китайская армия (напомню, самая большая в мире) также была заинтересована в подобном имитационном средстве и сделала свою версию. Однако пищания M.I.L.E.S. китайцам оказалась недостаточно: в канонаде поля боя поди разбери, кто там и где пищит. Поэтому они разместили на касках солдат не только приёмники лазерного излучения, но и небольшие дымовые шашки, срабатывающие при условном попадании в носителя.
У противоборствующих подразделений цвета дымов разные, поэтому наблюдатель-посредник сразу может отличить, кто именно из воюющих «убит». Правда, большое количество сработавших пиротехнических зарядов вызывает изрядное задымление поля боя, но китайцы с этим мирятся (видимо, сказывается национальная любовь к пиротехнике).
В СССР первой имитационной лазерной системой, принятой на вооружение, стала 9Ф824 «Бесстрашие» — случилось это в 1986 году, однако широкого распространения она не получила («время было сложное»).
В конце 90-х ей на смену пришёл комплекс 9Ф838 «Целик» — с некоторыми модификациями он выпускается до сих пор. В комплект, в частности, входят два вида ИП (имитаторов поражения) и десяток видов ИС (имитаторов стрельбы), которые могут устанавливаться на любое оружие, состоящее на вооружении российской армии — от автоматов Калашникова до гранатомётов и ПТУР. Кстати, наши производители тоже не удовлетворились «пищалками»: для обозначения поражения на каску солдата надевается матерчатый чехол с перекидными клапанами: снаружи они камуфляжной расцветки, изнутри — ярко-красные. При фиксации попадания клапан выворачивается на яркую сторону: не так заметно, как дымовой султан у китайцев, но и не мешает оставшимся «живым» вести бой.
Правда, по нынешним временам вес и размеры 9Ф838 всё-таки великоваты — даже учитывая врождённую любовь военных к неубиваемости и кондовости техники. Надеемся, что в ближайшее время российские вооружённые силы получат что-то поновее и покомпактнее.
Подробности на warhead.su:
https://warhead.su/2020/06/02/kak-i-chem-soldaty-strelyayut-na-ucheniyah