Колдыри да колдобины
Ну, раз пошла такая пьянка — режь последний огурец, заводи еще Эдика Шклярского. Пикник — это как Сальвадор Дали, только в музыке. К пикнику не сразу приходишь, но уж когда пришел — назад дороги нет.
Я тут недавно сел переслушивать Цоя. Так вот — не вставляет совершенно. Может быть, я это перерос — но вот слушаю и не понимаю, чем мы тогда восторгались. Ну да, миленько, часто наивно, и лишь местами что-то такое проскакивает — причем совсем не в тех песнях, что стали популярными у ширнармасс, но в целом — не цепляет. А тогдашний Пикник — вставляет так, как тогда не вставляло.
Видно край мой особенный
Уж не верю и сам:
Колдыри да колдобины,
А вокруг чудеса.
Кстати, в этом клипе снялись друзья Шклярского.
Из интервью:
— Вы не обидитесь, если я бы назвал многие ваши песни весьма депрессивными?
— Нет, обижаться здесь не на что. Мои песни о другом. Это песни про человека, преодолевающего свой путь. Не просто — идущего своим путем. А именно человека, который идет своим путем, несмотря ни на какие сложности. Этот путь связан с преодолением преград, трудностей, препон. Состояние человека, который преодолевает все это, вот что меня интересует. Но не смакование зла или препятствий к проявлению человека таким, какой он есть. Зацикливание на зле непродуктивно.
Музыкально-поэтическая история, созданная лидером рок-группы «Пикник» Эдмундом Шклярским — это особый таинственный мир, где все не так, как кажется на первый взгляд. Здесь вещи не названы своими именами и нет указателей для зрителя — каждый волен окрасить образ в свои цвета и придумать для него свою историю. Полет фантазии приветствуется и даже где-то провоцируется.
Все наши песни написаны похищенным у Лао-Цзы методом. По крайней мере желание заложить некоторую парадоксальность в слова и как можно короче все излагать уходит корнями именно туда. Главное — оставить место для додумывания. Личное ощущение тревоги ли, радости всегда больше характеризует реальность, чем слова.
Эдмунд Мечиславович Шклярский (26 сентября 1955, Ленинград) — советский и российский музыкант-мультиинструменталист, поэт, композитор, художник, лидер и вокалист рок-группы «Пикник». Поляк по отцу — Мечиславу Феликсовичу Шклярскому (1920—2012), с детства общался на двух языках — русском и польском, по вероисповеданию — католик. Отец — горный инженер, лауреат Государственной премии СССР. Мать, Ирина Сергеевна Шклярская, работала преподавателем Консерватории, вела общий курс фортепиано. Двое детей, два внука.
Вырос в семье с крепкими музыкальными традициями, учился в музыкальной школе по классу фортепиано, но не закончил её, проучившись пять лет. Учился играть на скрипке, однако знакомство с рок-н-роллом поставило крест на его академической карьере. Имеет высшее образование по специальности Электрическая часть атомных станций и установок, электромеханический факультет Ленинградского Политехнического института. В середине 1960-х годов услышал the Beatles, The Rolling Stones, Animals и под впечатлением от услышанного стал осваивать гитару.
Осенью 1973 года некоторое время репетировал с «Аквариумом», в группе тогда играли Гребенщиков и Гуницкий в качестве гитариста (играл только на акустической гитаре), но, в конце концов, предпочёл идти своим путём. Сам он в интервью поясняет: «Тогда многие могли играть где угодно. Группы распадались, потом соединялись. Происходило броуновское движение. Составы менялись. Бывшие конкуренты становились единомышленниками».
Годом позже поступил в Ленинградский политехнический институт, где издавна были сильны традиции студенческих фестивалей и расцветала местная рок-сцена, и той же осенью организовал свою первую группу «Удивление». Примерно в то же время десятиклассник Женя Волощук (позднее тоже поступивший в Политех) организовал группу «Орион». Весной 1977 года Эдмунд Шклярский стал пианистом и вторым певцом «Ориона». Вскоре «Орион» меняет название на «Пикник» и 7 марта 1981 года играет на открытии Ленинградского рок-клуба.
Мы никогда не писали песен фельетонного, скажем, плана. Когда вышел «Дым», знакомые дискотечники нам из лучших побуждений говорили: «Ребята, на все, что вы написали, надо наплевать и забыть. Вам надо написать быструю песню, которую будут крутить в дискотеке». И стало понятно, что либо мы изменяем себе и всему свету и прекращаемся в скором времени, потому что если человек не нравится сам себе, он не может, как ни уговаривай, нести свой продукт кому-то другому, – либо не изменяем. И путь был, возможно, тогда уже выбран. Еще интересовал такой момент: можно ли будет слушать песни с таким наполнением лет через пять или десять? Я помню, стихи я тогда прочитал с таким примерно содержанием: «Я не один под звездами, и до меня были, и после меня будут миллионы таких как я». Нас интересовало, будет ли понятно хотя бы словесное содержание наших песен, если их перенести в будущее.
Мало кто знает, что в январе 2009 года Эдмунд Шклярский был награждён «Свидетельством и Почётным знаком святой Татьяны» за подписью Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира.
Также мало кто знает, что Эдик много рисует. Как правило, оформление альбомов и сцены сделано по его рисункам. Выставка его рисунков проходила не так давно.
По признанию Эдмунда Мечиславовича, графика в последнее время его увлекает больше, чем рисование маслом. Потому что карандаш быстрее кисти.
Еще он пишет стихи, и даже издается. В книжках его иллюстрации к стихам.