Крылья страны Советов
Ровно 95 лет назад, 18 октября 1929 года, впервые поднялся в воздух самый массовый советский довоенный пассажирский самолет К-5. Эта машина выпускалась в нескольких модификациях с 1930 по 1935 год и была растиражирована в 293 экземплярах.
Для сравнения, вторых по численности советских многоместных авиалайнеров тех времен — АНТ-9 — построили всего 100 штук.
К-5 был довольно прост, он имел смешаную деревянно-металлическую конструкцию, салон вмещал восемь пассажиров, в хвосте фюзеляжа оборудовали туалет. Машина развивала скорость до 206 км/ч и набирала высоту 5000 м, хотя, обычно полеты совершались ниже, поскольку К-5, как и все тогдашние пассажирские самолеты, не имел гермокабины и кислородного оборудования. Дальность полета составляла 960 км.
В 1930-е годы К-5 являлся основной «рабочей лошадкой» Аэрофлота. Эти самолеты обслуживали большинство регулярных внутренних авиалиний, в том числе — самые напряженные: Москва — Харьков, Москва — Ленинград и Москва — Минск. Расстояние между Москвой и Ленинградом К-5 преодолевал за 3,5 часа. Пилоты любили его за надежность, устойчивость, послушность и легкость управления. На заставке К-5 в стандартной серебристой окраске, рисунок Александра Архипова.
Довольно много самолетов К-5 были построены с моторами М-17 (BMW-VI) жидкостного охлаждения.
Создатель К-5 Константин Алексеевич Калинин — однофамилец «всесоюзного старосты», в честь которого названы города, получил за свои заслуги в области авиастроения достойную награду — в 1938 году его объявили врагом народа и после жестоких пыток приговорили к расстрелу.
Он был одним из многих советских инженеров и ученых, попавших за решетку по лживым и вздорным обвинениям в те времена, о которых ностальгируют сталинисты. Однако из многих ведущих авиаконструкторов, попавших в жернова репресиий, почему-то расстреляли только его, а остальных отправили в «шарашки».
Этот вопрос заинтересовал историка авиации Владимира Котельникова, которому удалось выяснить, что харьковские следователи НКВД, выбивавшие из Калинина «признания» в шпионаже, вредительстве и «троцкистском заговоре», слегка перестарались — и 50-летний авиаконструктор от их стараний лишился рассудка. Когда стало ясно, что он невменяем и уже не годится для работы в тюремном КБ, его ликвидировали как отработанный материал.
В 1955 году, то есть еще до разоблачившего «культ личности» ХХ съезда КПСС, Калинин был посмертно реабилитирован за отсутствием состава преступления.