Куда делись яйца
Некоторые так сказать «эксперты» говорят, что одна из причин «яичного кризиса» — вспышки птичьего гриппа и недостаток эффективных ветеринарных препаратов. Есть ли такие проблемы на самом деле?
Да хрен там. Глава Россельхознадзора Сергей Данкверт сообщает:
Производство яиц в прошлом году не уменьшилось — напротив, наблюдается рост примерно на 1,5%. Из чего можно сделать вывод, что ни эпизоотическая ситуация, ни какие-то другие причины ветеринарного характера не были причиной создавшейся ситуации. По всем заболеваниям сельхозживотных ситуация в стране очень контролируемая. Вспышек птичьего гриппа на конец 2023 года в домашней птице было 18 очагов (в 2022 году — 56).
Но раз это не сказалось на общем объеме производства, и с предложением яйца нет проблем, то причина роста цен — в увеличении спроса на этот продукт. В первую очередь спрос вырос из-за увеличения объемов социальной поддержки государства. Кто знал, что люди станут больше есть яиц? В условиях рыночной экономики это не могло не привести к росту цен. Это естественная реакция рынка.
Просто надо понимать, что фермер не может так быстро перестроиться под растущий спрос: если сегодня съедается условно 40 млрд яиц в год, он не будет производить 45-50 млрд, так как это быстропортящийся продукт. Производство яиц невозможно увеличить завтра по директивному решению. Для этого нужно время. А в рыночной экономике если есть спрос и цена, то и производство само реагирует и увеличивается.
Пока наши птицеводы наращивают производство, в Россию разрешили импорт яиц из Азербайджана и Турции. Россельхознадзор в этом плане отработал техническую часть заранее — еще в ноябре 2023 года во время визита в Азербайджан мы решили этот вопрос.
Открыт также импорт яичного порошка, который можно использовать в пищевой промышленности и даже приготовить из него омлет в домашних условиях. Порошок мы ждем из Турции и Индии.
Слухи о дефиците вакцин для животных распространяют те иностранные компании, которые в 90-е годы захватили наш рынок. Идет СВО, и таким образом они пытаются дополнительно будоражить население какими-то проблемами. Но мы на это реагируем спокойно. Россельхознадзор задолго до этого начал работать с альтернативными поставщиками. Например, сегодня самое крупное поголовье крупного рогатого скота у Бразилии, и там есть много своих вакцин. Аналогично — в Китае и Индии. Все вакцины, которые допущены на наш рынок, соответствуют всем требованиям российского законодательства. Сомнений в их эффективности нет.
Россия в течение последних 20 лет увеличивала производство мяса, но производство собственных вакцин не росло. Причина проста: регулированием занимались те, кто лоббировал интересы иностранных компаний. Только в последние два года мы смогли внести необходимые изменения и создать равные условия — в том числе с помощью GMP, которая является абсолютно стандартной практикой во всех странах мира, ничего нового мы здесь не придумали.
В прежних условиях отечественным производителям невозможно было конкурировать с иностранцами, потому что, согласно законодательству, своих мы контролировали больше, чем зарубежных. Сейчас эта ситуация исправлена, поэтому ожидаем, что в ближайшие 10 лет, как когда-то строительство мясокомбинатов, выстрелит и производство отечественных вакцин. И уже сейчас есть все основания полагать, что так и будет.
Народ спрашивает — Есть ли сейчас проблемы с поставками инкубационных яиц из-за рубежа?
Сергей Данкверт: Этих проблем не было никогда. К возможным проблемам с поставками мы готовились задолго до 2022 года. По нашим данным, в 2021 году импорт инкубационного яйца составил 650 млн штук, в 2022 году — 490 млн, в 2023 году — 349 млн. Но импорт снизился не из-за ограничений Службы, а потому что увеличилось производство инкубационных яиц внутри страны. Других причин нет. И никакого дефицита тоже нет, что опять же подтверждают результаты производства мяса птицы в 2023 году.
Народ спрашивает — Когда Россельхознадзор планирует снова разрешить поставки морепродуктов из Японии, которые с середины октября приостановлены из-за сброса воды с АЭС «Фукусима-1»?
Сергей Данкверт: Мы не планируем восстанавливать поставки. Японская сторона прекратила с нами общаться по этому вопросу. Мы попросили предоставить нам методики расчета содержания трития (радиоактивный изотоп водорода) в морепродуктах. Но ответа не получили. А без этого открывать заново поставки мы не станем.
Народ спрашивает — Проходила информация, что черной икры — чуть ли не половина китайской сомнительного качества. Это так?
Сергей Данкверт: Это неправда. Черной икры у нас производится 194 тонны, а китайской въехало 16 тонн на конец 2023 года. А без документов вывезти икру из Китая, мягко говоря, сложно. То есть о засилье китайской икры говорить нельзя.