Культурная апроприация
Недолго музыка играла: стоило израильской певице победить на Евровидении, как её тут же обвинили в «культурной апроприации» за то, что она посмела выступать в костюме и причёске, имитирующих японский традиционный национальный облик. Нет, это не вы сошли с ума, читая такое. Это мир сошёл с ума.
Так что это такое культурная апроприация (cultural appropriation)? Это социологическая концепция, согласно которой заимствование или использование элементов одной культуры членами другой культуры рассматривается как в значительной степени отрицательное явление (из Википедии).
Теперь социологи в западных университетах старательно изучают старательно выдуманный «феномен культурной апроприации» как сугубо отрицательный процесс использования элементов культуры меньшинств в культуре большинства. Сначала это касалось всяческих головных уборов индейцев из перьев на головах весёлых белых американцев. Потом перешли на африканские элементы. А теперь вообще нельзя ничего!
Аккуратное золотое украшение в форме индийской бинди, дредлоки и афрокосы, хит всех музыкальных фестивалей — роспись по телу хной и индийские, декорированные повязки на голову. Традиционные вышивки, орнаменты и материалы в коллекциях известных дизайнеров, а порой полное заимствование какого-либо предмета гардероба чужой народности. Перьевые головные уборы и украшения, дашики, кимоно, некоторые виды причёсок и макияжа. Возможно, вы никогда не задумывались, какое истинное значение имеют все те вещи, что западная культура из сезона в сезона, из фестиваля в фестиваль заимствует у представителей других народов и этносов и изменяет заложенный в них смысл. Возможно, вы даже никогда не слышали о культурной апроприации.
Дизайнеры постоянно ищут вдохновение, и нередко находят его в какой-нибудь уникальной стране в Африке или в поселениях индейских племен. Объективно, в каждой культуре найдется хоть один элемент, значение которого обесценили, позаимствовав для того, чтобы дополнить свой образ на время. Например, вышеупомянутое индийское бинди, находящееся сейчас в западом мире на пике популярности. Однако это не просто симпатичное украшение, а древний знак, имеющий сакральный смысл для сторонников индуизма. Бинди, как и любые другие традиционные этнические или религиозные элементы, имеют высокую ценность для коренных народов и этносов.
Но для нас, выросших рядом с ансамблями песни и пляски, где использовались танцы, песни и костюмы меньшинств, это всё звучит дико. Потому что взаимное влияние культур — это, во-первых, процесс объективный, а во-вторых, сугубо позитивный. Без него культура окукливается и умирает наедине сама с собой. Даже не хочется шутить над тупостью активистов — борцов с культурной апроприацией, потому что они настолько невежественны, что не заметили: израильтянка на самом деле пародировала известный сценический костюм певицы Бьорк из очень маленькой Исландии.
Проблема даже не в том, что авторы очередной политической кампании старательно делят общество и мир на мелкие анклавы, которыми легко управлять, особенно постоянно ссоря их между собой.
Проблема в том, что подобные игры ума академиков от социологии ничем не отличаются от махрового невежества и, собственно, его только институализируют среди масс активных недоучек. Проблема в том, что под видом борьбы за культурные права меньшинств насаждается атмосфера ненависти и нетерпимости. Если я ношу килт (украл у меньшинства по имени шотландцы), серебряные браслеты (украл у меньшинства — то ли байкеров, то ли геев), а с друзьями, отмечая Суккот и Хануку, надеваю кипу (апроприировал у иудеев), то гореть мне вместе с неправильными книгами на площади какого-нибудь самого либерального университета? А вот хрен вам! С этими людьми, которые открывают рот, надо обращаться как с надоедливыми мухами — полотенцем гнать их в окно.
По материалам телеграм-блогера Fuck you That’s Why и множества материалов из Инета