#Нефть
Вот коллеги перепостили яркий пример панической атаки. Который прекрасно иллюстрирует степень непонимания финансовым рынком отраслевых реалий.
Российские нефтяные компании могут потеряют миллиарды долларов из-за того, что с 2020 года в качестве топлива для судов нельзя будет использовать высокосернистый мазут. Новые правила подготовила Международная морская организация ООН. Согласно этим нормам, суда должны либо использовать топливо с низким содержанием серы (не более 0,5%), либо устанавливать скрубберы, которые удаляют загрязнитель из выхлопных газов. По данным Bloomberg, на данный момент в России не производят мазут, соответствующего новым стандартам, а в 2/3 топлива содержание серы равняется или превышает 2,5%.
Правда тут в том, что требования к судовому топливу действительно ужесточаются с 2020 года. Надо будет дополнительно «убирать» серу, то есть делать либо десульфаизацию на этапе подготовки товарной нефти при добыче, либо уже очищать сырьё на НПЗ. Правда также то, что наши компании не особо спешили с установкой этого оборудования, в основном потому, что стоит оно дорого, а до введения запрета никакой ощутимой добавленной стоимости не создает.
Блумберг (а вернее опрошенные им консультанты) решили, что раз русские не успевают, значит чрез два года они свое судовое топлив продать не смогут и понесут убытки аж на 30% выручки. Потом перемножили этот убыток на объемы по статистике ФТС и получили миллиарды долларов потерь.
Но, давайте, дорогие аналитеги, успокоимся, снимем памперсы и внесем некоторые уточнения.
Первое – количество и состав выхода нефтепродуктов на НПЗ может сильно варьироваться в зависимости от того, что выгодно в данный момент времени производить. Поэтому если судовое топливо станет вдруг не востребовано, можно дополнительно потратиться и наделать чуть больше других нефтепродуктов, в частности, дизеля. Тем более, что со середины этого года акцизы на дизтопливо на внутреннем рынке стали аж на 1000 рублей ниже, чем на средние дистилляты к которым это самое судовое топливо и относится.
Второе – то, что в статистике ФТС проходит как судовое топливо не обязательно таковым является на самом деле. По причине ставок экспортных пошлин – они сегодня на средние дистилляты примерно в два раза ниже чем на прямогонный бензин, и в три с половиной чем на мазут и сырую нефть. Это, разумеется, не значит, что экспортеры вывезли под видом судового топлива сырой нефти и мазута на $9 млрд., но … какую-то комбинацию осуществить могли запросто.
Третье – требования требованиями, но когда у рыбаков жаркая пора (путина) абсолютно некогда капризничать. Будут заливать что угодно, главное, чтобы быстро. Поэтому в такой ситуации ни наши, ни китайские и японские товарищи никуда не денутся, зальют то что им привезут. И это будет примерно 70% выручки от реализации собственно судового топлива, особенно на Дальнем Востоке.
Ну и наконец – а с чего вы взяли что наши нефтяники гарантировано не успеют с модернизацией? Чтобы это знать, надо иметь доступ к оперативной информации по заказам оборудования и срокам их поставки. В наличии такой информации у Блумберга или у тех консультантов, к которым он обращался, я лично сомневаюсь. Эта информация обычно строго ДСП (коммерческая тайна), а за лишнее любопытство могут и голову оторвать на всякий случай. Причем не только в России.
Резюмируя: с тремя с половиной миллиардами долларов неминуемых убытков вышло, конечно, красиво, но все же несколько фуфловато. Впрочем Блумбергу не привыкать ?
@angrybonds