Опера в Третьяковке: «Черный квадрат» и «Победа над Солнцем»

В Новой Третьяковке прошла мировая премьера оперы «Для «Черного квадрата» по мотивам легендарной постановки начала ХХ века «Победа над Солнцем». Автор идеи и либретто — Игорь Конюхов. Физик-ядерщик по образованию, после переезда в США он стал не только режиссером, но и одним из главных популяризаторов русской оперы.

Игорь Конюхов родился в Кизляре. Когда 9 января 1996 году группировка чеченских боевиков под руководством полевых командиров Салмана Радуева и Хункар-Паши Исрапилова атаковали Кизляр, захватив здания роддома и городской больницы, согнав туда 3700 заложников, 12-летнему Игорю Конюхову вместе с сестрой и матерью пришлось целый день прятаться в подвале.

Семье повезло – они не попали в число заложников бандитов. Но после всего случившегося было принято решение немедленно уехать из Дагестана. Это изменило жизнь Игоря Конюхова. Если ранее он занимался музыкой и хореографией, то после переезда семьи в Ульяновск он увлекся математикой и физикой, став победителем олимпиады и без экзаменов поступил в МГУ.

К концу учебы студента-отличника отправили на стажировку в Америку, в Университет Коннектикута. Приехав как-то в Нью-Йорк, он влюбился в город и решил после окончания университета остаться.

Игорь бросил науку и вновь вернулся к искусству. Некоторое время он танцевал в труппе одной из балетных школ. После нескольких серьезных травм ему пришлось оставить карьеру танцора. Он получил степень магистра в сфере изящных искусств в Нью-Йоркском университете, работал хореографом в различных спектаклях в Европе и США, а потом стал ставить оперу.

Два с половиной года назад Конюхов основал собственную копанию New Opera NYC, в мае в Нью-Йорке прошла премьера «Иоланты», в ближайших планах Игоря поставить «Бориса Годунова», главную роль в спектакле исполняет бас Михаил Светлов

Бывший ученый рассказал корреспонденту РИА Новости, как физика помогает ему работать с певцами и почему западные СМИ называют его «Дягилевым на ЛСД».

О физике в опере

Опера — очень требовательный жанр, в котором соединяется многое, от написания либретто до административной работы, когда у тебя 30-40 человек в постановке. В Америке это нормально, если арт-директор, режиссер, автор идеи, еще и исполнительный продюсер — в одном лице. Это сплошь и рядом, кроме самых больших, многомиллионных организаций вроде Метрополитен-оперы.
Необходимость держать в голове множество задач, которые нужно параллельно решать, — артистических, административных, поиска денег, людей, рекламы — это как в математике. Важны детали, «минус» потерял — и все пропало. Мои проекты, наверное, успешны потому, что я способен все контролировать, быстро вникать и точно определять, что не так.

О балете и МГУ

Еще в детском саду я начал заниматься балетом, потом был большой перерыв, а когда я поступил в МГУ на физический факультет, курсе на втором записался в народный ансамбль. К сожалению, его закрыли, и я стал брать частные уроки. В 2006 году я отправился в институт Коннектикута получать докторскую степень по физике и практически каждые выходные ездил в Нью-Йорк заниматься в открытом балетном классе. В один прекрасный день совершенно случайно мне предложили стипендию в одной из лучших танцевальных школ страны.
Скоро мне захотелось двигаться дальше. Я поступил в Нью-Йоркский университет и получил степень магистра изящных искусств. Учеба включала в себя курс по режиссуре, композиции, литературному и актерскому мастерству, истории искусств, музыки и видеопродакшену.
Так хореография перешла в режиссуру. Моим первым проектом стал спектакль, состоявший из разных барочных оперных отрывков. Я сам написал сценарий на английском, заказал перевод на итальянский, сделал аранжировки (помогло то, что окончил в России музыкальную школу) и поставил. Все прошло с успехом, была рецензия в «Нью-Йорк Таймс». Для дебюта это огромная удача.

О деньгах

Ставить оперу очень дорого. На дебютный спектакль я копил два года. Работал официантом на Таймс-сквер, консультантом в магазине одежды, ассистентом стилиста в журнале. Собрав денег, нашел крутое пространство, посмотрел и понял, что хочу ставить только здесь. Мне назвали какую-то космическую сумму, но я отправился к их директору и со слезами на глазах сказал, что, кроме этой площадки, нигде не вижу свой проект. В итоге мне снизили арендную плату в три раза.
Зарплаты в таких постановках небольшие, все работают в основном на энтузиазме. Это очень типично для Нью-Йорка. Но для меня уже тогда было принципиально важно платить, потому что когда люди работают бесплатно, это значит, они делают тебе одолжение. Может, я плачу мало, но мне важно, что человек нанят и я могу с него спрашивать.
В Нью-Йорке артистов, наверное, столько же, сколько официантов. Часто это одни и те же люди. Все приезжают с большой мечтой и первое время готовы работать, лишь бы засветиться. Есть определенные места, студии, где проводят открытые кастинги. Когда мы искали исполнителей, то просто повесили там объявления.
Сцена из оперы Иоланта
На первый же кастинг ко мне пришло человек 60, в основном американцы. Среди них были недавние выпускники и те, кому за 50, с большим исполнительским опытом. Были случаи, когда певцы в процессе подготовки понимали, что не могут дальше работать, тогда искали других. За эти годы я прослушал 400-500 исполнителей, поэтому мне достаточно десять секунд, чтобы понять, вокально подходит мне человек или нет.

Об интерпретации классики

В принципе, я отношусь довольно уважительно к тому, что написано. Никогда не иду против текста и музыки, но пытаюсь найти моменты, где можно что-то добавить. Например, в марте я буду ставить в Майами «Летучую мышь» и заменю одну арию на песню Леди Гаги, чтобы добавить комедийный эффект. Мне кажется, это приемлемо в наши дни.
Помню, как мы привезли обновленную версию «Иоланты» в Сан-Франциско вместе со сценами из «Бориса Годунова». У нас Борис был начальником ГУЛАГа. Местная публика это очень хорошо приняла. А мне было интересно читать комментарии из России в духе: «Американцы совсем сошли с ума». То есть, не видя, люди уверились, что мы сделали какую-то ерунду.
На самом деле никакой издевки над оригиналом не было. Это была попытка найти подобную ситуацию в современной истории, когда человека, облеченного властью, разрывает внутренний конфликт и тот же самый угнетенный народ в виде зэков. По-моему, эта параллель хорошо вписалась в оперу.
Каким-то чудом мы нашли под Сан-Франциско православную звонницу. Ее владелец поставляет колокола для русских церквей в Америке. Он сдал нам эту звонницу в аренду. Даже в Метрополитен нет настоящих колоколов, а у нас был звонарь-американец, который перешел в православие и выучил частично русский.

О «Дягилеве на ЛСД»

Я бы с удовольствием показал в России нашего «Золотого петушка», потому что в Нью-Йорке это была бомба — весело и ярко, меня даже обозвали «Дягилевым на ЛСД» (смеется). В другой рецензии написали, что постановка сделана «с большим уважением к плохому вкусу», сравнив оперу с «Шоу Бенни Хилла» (британский комедийный телесериал, популярный в 1970-1980-е. — Прим. ред.).
У меня действительно царь Додон — своего рода Бенни Хилл. Было так смешно, что люди даже не читали титры, — все было понятно. Шамаханская царица — в костюме с хохломой и неоном. Вся сцена завалена огромными клубками пряжи, висели разрезанные русские платки. Я считаю, что театр должен быть качественным развлечением.

О «Черном квадрате»

Изначально была идея восстановить оригинальную «Победу над Солнцем», как в 1913 году, но потом поняли, что это невозможно, да и не очень актуально. Вещи, которые шокировали тогда, превратились сейчас в обыденность.
Я решил создавать оперу по мотивам, придумал сюжет, сделал перевод текста Крученых на английский — может, неточный с литературной точки зрения, но близкий эмоционально. Я сознательно не даю зрителю ответов, а предоставляю материал для размышлений. Название «Черный квадрат» я взял из соображений маркетинга: «Победа над Солнцем» по-английски звучит слишком длинно. Тем более что на Западе авангард — самая актуальная часть русского искусства.
******
Ниже я приведу рецензию на спектакль «Черный квадрат». Премьера прошла, но мы сможем получить хотя бы общее представление.
Автор музыки – Илья Демуцкий, один из самых известных молодых композиторов мира. Опера в двух коротких действиях (по 45 минут) создана по мотивам «Победы над солнцем» 1913 года и стихотворений Алексея Крученых ( от оригинала в итоге ничего не осталось). Образ черного квадрата впервые появился как часть декораций именно к этому спектаклю, за его оформление отвечал сам Малевич. По замыслу художника, квадрат закрывал солнце, а белую окантовку вокруг него следовало понимать как пробивающиеся из-за него лучи. Та декорация утеряна, но шедевр из коллекции Третьяковки в конце первого акта появляется в точно такой же роли: в самом центре, должным образом подсвеченный, он выглядит очень эффектно.
 
Сюжет без программки понять невозможно. Его и с программкой невозможно понять, в ней описаны следующие герои: счастливая пара Джон и Джейн Доу, их соседи в костюмах строителей, некто Злонамеренный, путешественник во времени, внезапно возникающий у Джона и Джейн приемыш Би-Ба-Бо, который потом превратится в экстравагантного лидера, а также армия легионеров и Солнце. В либретто фигурирует некая «прачечная памяти» и еще золотой унитаз. «Я тебя давно искал, вспотевший гриб», – поет человек в спецовке. Исполняется на английском, но тем, кто знает язык, понятней все равно не становится (впрочем, есть экраны с переводом).
Тем, кто не любит экспериментальный театр и кому чуждо современное искусство, тут, пожалуй, смотреть не на что. А вот остальные найдут массу интересных решений визуального толка (у постановки есть fashion-директор, это Игорь Гаранин, главред журнала GQ). Кроме того, многие оценят форменное хулиганство, отсылающее, например, к фильму «Квадрат» Рубена Эстлунда. Обладатель «Золотой Пальмовой ветви» Канна–2017, он примерно так же, то есть в ироничном ключе препарировал тему современного искусства. Композитор Илья Демуцкий, автор музыки для балета «Нуреев» Кирилла Серебренникова. Сейчас он пишет по заказу Большого оперу «Блистающий мир» Александра Грина, а ведь главный театр страны в последний раз заказывал оперу 15 лет назад. 35-летний Демуцкий – знаменитость не только в мире классического театра, он, например, получил приз Европейской киноакадемии за саундтрек к фильму «Ученик» того же Серебренникова, то есть, фактически, европейский аналог «Оскара». Сейчас каждую его новую работу нужно воспринимать как произведение потенциального классика.
Сейчас ведутся переговоры о том, что оперу будут показывать в Большом театре или в музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко, или же она может уехать на гастроли в США и Германию. К тому же, очевидно, посмотреть «Для Черного квадрата» именно в Третьяковке – это уникальный опыт.
 

******

Вот нашла для вас такое чудесное. Запоминаем имена будущих классиков.

По материалам:
https://ria.ru/20181128/1533631514.html
https://www.m24.ru/articles/kultura/29112018/154171?utm_source=CopyBuf
Источник материала
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Linda на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...

2 Комментарий
Старые
Новые
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии