Павел Третьяков и благотворительность
Павла Михайловича Третьякова часто называют меценатом. Это не так. Он был страстный коллекционер с абсолютным чутьём. Он отлично чувствовал, какое произведение обязательно должно быть в его собрании.
Кроме того, он, выражаясь современным языком, спродюсировал (заказал, организовал и добился окончания) многие картины. Таковы, например, портреты Чайковского, Достоевского, Гончарова.
Умение правильно потратить деньги- сложнейшее. Третьяков сумел за 1,5 миллиона рублей собрать 3,5 тысячи произведений уникально коллекции. Ещё при жизни передал он её в собственность города Москвы с двумя условиями- 1) после его смерти коллекцию не делить и не пополнять и 2) вход в художественную галлерею должен оставаться бесплатным.
Однако в его завещании был и пункт, посвященный благотворительности. За много лет до смерти 150 тыс. рублей было вложено под процентный доход с целью учреждения богадельни для вдов и детей русских художников, произведения которых находятся в Третьяковской галлерее. В 1909 году строительство «Вдовьего дома» на участке земли, принадлежавшем Третьякову, началось строительство. Архитектор Николай Селиверстович Курдюков, большой поклонник псевдорусского стиля, запроектировал в богадельне 16 квартир. На первом этаже располагались 50-и метровые квартиры для женщин с малолетними детьми, на втором- 16-и метровые комнаты для одиноких. Проживание, отопление и продукты предоставлялись.
Краснокирпичное здание завершалось островерхой крышей, фронтон был украшен майоликовым панно и в целом оно хорошо вписывалось в васнецовский стиль фасада Третьяковской галлереи, находящейся напротив.
«Вдовий дом» был открыт в 1912 году и всего через 6 лет закрыт новыми властями. В 1931 году надстроен двумя этажами, в результате чего замысел архитектора был полностью уничтожен. Сохранилось только входное крыльцо да сторожка. Здание передано в федеральную собственность, используется под нужды Третьяковки.
@Москва любимая
***
Мне хотелось бы восстановить справедливость — знаменитое собрание картин правильнее было бы называть галереей имени Павла и Сергея Третьяковых. Брат Павла Сергей тоже увлекался искусством и завещал свою коллекцию Павлу. Как и для большинства других представителей московского купечества, благотворительность Третьяковы считали делом обязательным. Попечительство школ и приютов, жертвование средств на нужды общества были частью их работы. В основе таких взглядов лежали христианские принципы: жертвование было миссией благодарности Богу за успех в делах и средством преодолеть «растлевающую силу» денег.
При этом главной формой помощи был «отказ по завещанию», при жизни благотворителя крупные пожертвования делались редко – средства предпочитали вкладывать в оборот. В этом плане Павел Третьяков стал исключением – он начал вкладывать средства, как только получил такую возможность, причем год от года объемы его финансовой помощи только росли.
Он начал с попечительства учебного заведения для глухонемых детей, не отказывался и от непубличной поддержки друзей, соседей, местных церквей – словом, почти всех, кто к нему обращался. В 1876 году он согласился частично оплатить исследовательскую экспедицию Н. Н. Миклухо-Маклая в Южных морях, несколькими годами позже пожертвовал большую сумму на строительство православного храма в Токио.
В 1874 году Павел Михайлович выстроил отдельное здание для галереи, а в 1888-м сделал ее посещение бесплатным. В 1892 году он официально передал и помещения, и их содержимое в дар городу, а в завещании сделал пометку о том, чтобы проценты с его капитала в дальнейшем тратились на пополнение коллекции. Приобретать новые экспонаты он продолжал до конца жизни за свой счет.
Павлом Михайловичем двигали исключительно бескорыстные мотивы. Прибыль с картин и галереи он не получал, а похвал в свой адрес терпеть не мог – славословия смущали его не на шутку. Поговаривали, что, когда критик Стасов написал о меценате восторженную статью, Третьяков едва не заболел от досады, а подарив собрание, он даже на время покинул Москву, не желая выслушивать благодарности.