Секреты Старого Китая. О боевом выкрике в ушу
Есть ли в ушу аналог Киайдзюцу, искусства управления собственным и вражеским психическим/физическим состоянием при помощи боевого выкрика? Или же это уникальная особенность японских боевых искусств?
Ответ на этот вопрос одновременно и прост и сложен, так как в Китае существуют порядка 56 этнических групп со своими уникальными культурными обычаями, и вполне можно встретить стили ушу, где отношение к искусству выкрика (气合术 qìhéshù) будет диаметрально противоположным.
Кроме того, и само использование выкрика может отличаться, это необязательно метод деморализации противника и повышения уверенности в себе, достаточно часто встречается использование выкрика для постановки специфических видов усилий.
Грубо говоря, правильное или неправильное напряжение определенных групп мышц может влиять на звучание, что в свою очередь позволяет учителю определить, правильно вы напрягаете и то, что нужно, или нет. Причем, это необязательно на выдохе!
Есть стили, где используется сочетание изометрического напряжения с горловым звучанием на вдохе. И сделать это довольно непросто, требует очень серьезного навыка управления как мышцами, так и дыханием.
Достаточно часто встречается система соотношения с у-син (五行 wŭxíng), где определенное звучание соотносится с внутренним органом по ТКМ и соответствующей эмоцией: печень — гнев, сердце-радость, почка-страх и так далее.
Т.е. выкрикивая некий слог мы воздействуем, например, на печень, порождая в себе гнев и ярость. Собственно отсюда и произошла практика использования боевого выкрика как средства для избавления от страха и повышения уверенности в себе и своих силах.
В общем, подводя итог — аналог в ушу есть, и вариантов можно встретить много.
И в качестве наглядности использования выкриков в практике китайских боевых искусств, вот видео совсем неизвестного в наших краях одного из стилей ушу народности Чжуан (壮族 Zhuàngzú). Народность эта обитает в Гуанси-Чжуанском автономном районе (广西壮族自治区 Guǎngxī Zhuàngzú Zìzhìqū), где безумно красивые природные ландшафты. Будете на Юге Китая — настоятельно рекомендую!
Увы, дивные красоты реки Лицзян не очень известны лаовайской братии, а боевые искусства чжуанов с их боевыми выкриками — и того меньше! А ведь именно в Гуанси 11 января 1851 года в селении Цзиньтянь уезда Гуйпин и началось Цзиньтяньское восстание (金田起义 jīntián qǐyì) под руководством Хун Сюцюаня (洪秀全, Hóng Xiùquán, 1813 — 1864), вылившееся в итоге в Восстание тайпинов (太平天国之乱 tàipíng tiānguózhīluàn), по август 1864 года сотрясавшее весь Китай…
И что интересно, в армии тайпинов именно неханьцы составляли до 30 % численности бойцов, и большинство из них были чжуаны и яо… И существует точка зрения, что именно стили малых народностей Китая в наименьшей степени подверглись влиянию реформ конца XIX- начала ХХ веков, и благодаря своей закрытости и патриархальности в итоге и сохранили наиболее ортодоксальные и старые версии ушу, наиболее близкие к тому, что практиковалось в конце династии Цин.
В общем, народность хоть и малоизвестная у нас, однако ж — с вполне устоявшимися воинскими традициями, одно название хребта Улинь ( 武陵山脉 Wǔlíng Shānmài), который является с севера естественным рубежом для этого региона, уже как бы намекает нам…
На видео не показуха, а что-то типа внутришкольной аттестации. Очень показательно и интересно также то, что делают и строевую технику копья, довольно типичную для деревенского ополчения эпохи Цин.