Таджики в России
Мало кто в России знает, что из Таджикистана была не одна волна миграции в Россию, не две, и даже не три. Все они по составу (статистически) сильно отличались друг от друга.
О них, о межклановых противоречиях, о исторических связях с наркокартелями и позднесоветской украинской мафией рассказывает Футюх (Башкуев Александр):
22 марта 2024 в подмосковном «Крокусе» случилась ужасная трагедия – группа таджикских наемников напала на мирных граждан на концерте группы «Пикник». Были огромные жертвы, и нам хотелось бы выразить наше сочувствие всем пострадавшим, а так же всем их родным и близким. Следствие продолжается, и мы не готовы что-то говорить по этому поводу, однако нет сомнения, что все виновные и причастные (особенно из соседнего с нами территориального образования) будут изобличены и понесут суровое справедливое наказание.
Впрочем, сегодня мы решили поговорить не об этом.
В этот понедельник я где-то в 11 ехал в троллейбусе по Литейному, и там у задней площадки на соседних сидениях сидели таджикские работяги и о чем-то меж собой разговаривали. Разговаривали негромко, говорили о чем-то своем, везли какой-то свой инструмент и в целом имели вид чистенький. Тем не менее…
Я заходил через заднюю дверь — и меня поразила сама атмосфера в троллейбусе. Народу было немного (середина рабочего дня), и весь он (помимо таджиков) скопился в передней части салона и смотрел на гастеров… скажем так – атмосфера в салоне была более чем прохладная.
Я сам по внешности – не русский, и мое появление там – покоя народу не так чтоб прибавило, зато таджики пытались мне улыбаться. Но так как сзади места, чтобы комфортно стоять, просто не было, а садиться на соседнюю скамейку к ним мне самому не хотелось, я прошел вперед по салону, и пока я шел – я краем глаза фиксировал – как леденели лица у гастеров, и напротив размягчались у теток и мужиков в передней части салона.
А когда я встал у окна, меня какая-то тетка что-то спросила – типа не знаю ли я – где этот маршрут потом поворачивает, я ответил (таджики бормотали между собой исключительно на своем) насколько знал, и в отношении меня народ успокоился. Затем вдруг один из стоявших рядом со мной мужиков начал громко возмущаться тем, что посреди города ходят всякие разные, которые языка не знают, а, мол, расселись – как баре и прочее. И тут же народ вокруг принялся громко обсуждать и поддерживать.
Кто-то громко предлагал всех гастеров из Питера выселить, одна дама столь же громко принялась их защищать – мол, как же так – это ж расизм, а ей в ответ отвечали, что «нормальные люди так себя не ведут» ибо «говорят как мы все — по-русски» и типа «пусть сперва научатся на человеческом языке говорить». На этом месте таджики из троллейбуса хором вышли и к дискуссии подключились даже те, кто до этого молчал «аки рыба об лед» (причем дискуссия скорее перешла на обсуждение внешности и личной жизни дамы, которая пыталась за гастеров заступаться). А потом на очередной остановке и я вышел.
Вот такая житейская история из «культурной столицы». И она говорит нам о том, что некий вопрос в нашем обществе уже явно созрел и слегка перезрел, ибо самые разные люди из разных социальных слоев нашего города в групповом обсуждении его принимают самое живое участие.
Мало того, я принялся замечать, что люди в толпе явно взглядом нерусские лица вольно или невольно выхватывают, а если уж у чела со среднеазиатскою внешностью есть борода и нет усов – при виде его народ разве что не отшатывается и демонстративно встает так, чтобы не смотреть на подобного. (но даже со стороны видно как плечи и шея у людей – как положено по инстинктам при серьезной опасности – зажимаются).
Эти простые и очевидные наблюдения и подвигли меня на то, чтобы написать этот текст.
Итак, о чем идет речь.
Как я уже говорил, те, кто заказывал и планировал этот теракт – главной целью ставил «рассорить русский народ со всеми исповедующими ислам». Эта задача не удалась – по той простой причине, что все преступники имеют к исламу самое далекое отношение. Да, разумеется есть нарратив – «в Китае все жители китайцы, даже сам император – китаец», однако прикол заключается в том, что эти ребята настолько далеки от ислама, что возникает вопрос – где и в какой их пробирке воспитывали?
На сей счет я пообщался со сведущими людьми, и мне рассказали нечто совсем изумительное.
Но для начала я расскажу кое-что из опыта моей молодости. После «поражения» меня «черенковским излучением», я долго «сидел и отлеживался» в аспирантуре в Институте Общей и Неорганической Химии, и именно там я познакомился с большим количеством интересных людей. К примеру, в нашем институте работала комиссия ВАК, через которую проходили утверждения кандидатских и докторских по нашей тематике, а в нашей группе аспирантом был андижанский узбек по имени Надырбек, у которого знакомых из Средней Азии были вагон и маленькая тележка. И вот все эти ребята приходили к нам в гости и приглашали нас к себе в гости и при этом рассказывали всякое разное.
Именно от них (среди них были таджики) я на своем опыте узнал о горячей «межнациональной дружбе» всех со всеми в конце 1980-ых по всей Средней Азии (кстати, Надырбек по этому поводу был молчалив и даже в дни «андижанских событий» лишь сказал нам – что у них там «большое горе – с гор спустились киргизы и всех наших режут», а когда мы предложили хоть какую-то помощь – отказался со словами «да ладно — сейчас все наши со всей Долины (Ферганской) подтянутся – отобьемся, а кепочники на подмогу к ним не придут».)
Так вот, — все таджики, получавшие в ИОНХе ученую степень, были родом из Самарканда, и все хором мечтали перебраться на постоянную работу в Россию (это конец 1980-ых – ежели что), и объясняли это тем, что в самом Таджикистане «все под ленинабадскими торгашами» (для меня этот город по сей день так и остался Ленинабад, хоть его теперь и называют Ходжент), а в Узбекистане, которому принадлежит Самарканд – «для таджиков мест нет».
На мой взгляд – по крайней мере в науке именно так и выглядела первая волна таджикской миграции в Россию. По неизвестным мне причинам – помимо Самарканда, в городах, населенных таджиками, не сложилось научных школ, и не создалось серьезных центров высшего образования, а молодые таджики родом из Самарканда не видели своего будущего в Узбекистане. Это привело к сильному вымыванию потенциальной таджикской интеллигенции из региона в Россию.
С тех пор чуть менее полвека воды утекло – насколько мне известно самаркандских таджиков, получивших у нас степень, на родине не осталось вообще никого, некоторые проследовали на Запад, но в большинстве своем эти люди оказались (пара уезжали на Запад и возвернулись) в России и ассимилировались – трое из восьми мне известных взяли в жены русских, у остальных русские невестки или зятья (научная среда в целом всегда и везде – скорее интернациональна). Так что эта – самая первая из заметных волн таджикских переселенцев для России проблем не составила.
Вторая волна таджиков в России была связана с «событиями в Курган-Тюбе» или точнее их «гражданской войной 1992-1993 годов» (иногда пишут 1992-1997).
Суть этой войны проста как три копейки: таджики, будучи оседлым аборигенным народом – очень хороши в производстве мака и продуктов его, то бишь героина и опия. Сейчас не хочу на этом опять останавливаться (я много и часто писал об этом), но то, что мы называем «афганской кампанией» — было сильно связано с доходами поздне-советской украинской партократии от героинового траффика из Афгана, а на той стороне героин производился таджиками, и в этом периоде центром его производства стало Пянджшерское ущелье, где засели «моджахеды» таджикского лидера Ахмад Шах Масуда.
Естественным продолжением Пянджшерского ущелья на нашей (советской) стороне была область Пяндж, относившаяся к Курган-Тюбинской области Таджикистана, и на «героиновых деньгах» крохотный и никому не известный Курган-тюбе принялся «расти как на дрожжах».
Наши позднесоветские пропагандоны, дабы объяснить сей эффект, принялись всем рассказывать, что мол де, сила и влияние Курган-тюбы были порождены местным алюминиевым производством, но люди в теме знают, что в реале Курган-тюбе в те дни открыто называли чуть ли не «героиновой столицею мира», ибо позднесоветское хохлоруководство очень серьезно вложилось в строительство местных нарколабораторий (расположенных в цехах пресловутых заводиков) и всерьез крышевало весь местный бизнес.
Так бы оно шло и шло, однако в 1991 году Союз приказал долго жить, хохлоэлита выдернула самые лакомые куски из всего, чего только можно, и «самозакуклилась в зоне 404», а такие места, как Таджикистан, отправились в свободное плавание.
По деньгам «героиновый Курган-тюбе» крыл как бык овцу «торговый Ленинабад/Худжанд» — и местные лидеры стали требовать свою долю власти в республике, а когда в 1992 году произошли выборы, на которых победили представители из Худжанда, в ответ «героинщики» подняли восстание. И первые дни у них все получалось.
Это и вызвало «вторую волну таджикской эмиграции» из ленинабадских/худжандских торгашей/партаппаратчиков, которые массово вывозили «с трудом нажитое» к нам в Россию.
Так как речь шла о значительном количестве разнообразных материальных ценностей и прочих средств (происхождением которых должна была бы заниматься ОБХСС – если бы выжила), представители этой группы по сей день существуют в России слегка обособленно (брачуются исключительно меж собой и так далее), но из-за того, что их процветание у нас обеспечено исключительно доброй волей России, все эти люди давно говорят даже между собою по-русски, и безусловно Россию во всем чем угодно поддерживают.
То есть с точки зрения этническо-политической – данная группа по сути не отличается в своем позиционировании к России от позиционирования отдельных элит в отдельных наших автономных республиках, что наше руководство в общем и целом – устраивает.
События в Курган-Тюбе и массовый захват чуть ли не всей республики «афганскими героинщиками» вызвали бурную реакцию в Кремле – после вывода наших войск из Афгана захват Таджикистана явными моджахедами был для нас неприемлем, но открыто вписываться в данный конфликт администрация Ельцина не хотела и не могла.
К счастью – так уж повелось, что в подобных регионах весьма силен трайбализм и отдельные виды социальной деятельности отданы на откуп тем или этим кланам.
Кулябская долина по логистике представляет из себя этакий каменный мешок, из которого нет дороги на юг «за речку» и поэтому в 1930-ые годы как только регион оказался насыщен советскими «кызыласкерами», именно – кулябские курбаши первыми пошли на поклон к Советской Власти. (Помните – «Будь осторожнее – если красные прижмут нас к реке всем… пинцет!» (цы) в данном случае все отличие в том, что в этих краях «прижмут нас к горе и – пинцет..» — так что кулябские курбаши приняли единственно правильное решение).
В реалиях Таджикистана столь ранний переход «кулябских» на советскую сторону привел к тому, что «кулябский клан» все эти годы контролировал местные правоохранительные органы. А так как «вор менту не товарищ» — курган-тюбинские моджахеды/героинщики в плен «кулябских ментов» не брали и наоборот. Так шта…
Помню – как в самых разных газетах тех лет весьма живо описывалось – как живым людям новые басмачи забивают гвозди в голову, как с людей сдирают кожу живьем и сетовали, что последние, кто там остался — это «кулябские», которых «басмачи» зажали со всех сторон, но «кулябским» из их каменного мешка даже бежать некуда, боеприпасы кончаются и вот-вот в Кулябе начнется кровавая баня…
А потом вдруг все изменилось — «никому не известные вертолеты без опознавательных знаков» доставили в Куляб «никому не известных десантников», которые «пробили пробку в Куляб», и местные отряды под командой молодого в те дни Эмомали Рахмона сперва «вырвались из мешка», потом заняли Душанбе, а позже с боями «уничтожили Курган-тюбе» (теперь даже города такого и нет – победители/завоеватели его назвали иначе). И я по сей день помню, как Борис Ельцин поднимал тост «за нашу победу над наркомафией» (а ему в ответ на деньги той самой наркомафии в отместку устроили октябрь 1993).
И соответственно – все те годы пока «кулябские» под началом Рахмона «наводили конституционный порядок в Таджикистане» — у нас было негласное распоряжение «таджиков в Россию не брать», а тех, кто уже есть проверять с микроскопом и лупой на предмет причастности к обороту наркотиков. (По той занятной причине что уже в те годы считалось, что весь оборот «хмурого» у нас контролируется из «зоны 404» и поэтому это вопрос не уголовный, а — скорей политический. Вплоть до того, что в середине 1990-ых всех взятых с наркотиками обязательно проверяли на связь с событиями октября 1993 года с одной стороны и укробезпекой с другой.)
Много воды с тех дней утекло – с тех самых пор на всех важных постах в Таджикистане только «кулябские» и все они пользуются всем кредитом доверия в том же Кремле, ступенькой ниже расселись ленинабадские, то есть те кто правил республикой аж в советские времена и помнит как с тех самых пор все тут тикает, а вот те кто не принадлежит к этим двум кланам – с того интересного времени и по сей день мягко говоря «сосут бибу», ибо в событиях 1992-1993 годов все они были в одном строю с афганскими моджахедами. Будущего в Таджикистане для всех этих людей просто нет и поэтому они правдами и неправдами стремятся в Россию. Это и есть весьма размазанная по времени «третья волна» таджикских мигрантов.
В России эти люди живут обособленно и с русскими вообще не смешиваются – поскольку при желании у всех них в биографии легко отыскать сотрудничество с теми же «моджахедами» и теми же «наркоструктурами», которые по уже вам понятному совпадению сильно и бесконечно переплелись корнями с украинскими спецслужбами. А не смешиваются они потому что в этих людях нарочно культивируется паранойя насчет того, что русские обязательно захотят внедрить к ним своих агентов и поэтому сами члены группы одергивают тех, кто стремится завести дружеские или романтические отношения со всеми кто вне данной группы. Но и такое отношение к нам с допусками можно счесть терпимым. Потому что есть и так называемая «четвертая волна» и вот она-то…
Итак, — таджики традиционный автохтонный народ оседлого образа жизни, относящийся к индоиранской семье языков. Афганские таджики говорят на дари, который похож на советский таджикский примерно в том же отношении как русский похож на польский. Соответственно их ближайшая родня это персы говорящие на фарси, и фарси относится к таджикскому примерно так же как чешский к русскому. То есть с этнической точки зрения индоиранские/персидские народы живут на сопредельной территории и если кто-либо пожелает заслать шпионов в тот же Иран проще всего это сделать с территории Афганистана. Чуть сложнее из Таджикистана, но тоже можно.
В 1979-ом году у нас случилась Иранская революция и США потеряли на Среднем Востоке своего основного союзника. В том же году Саддам Хуссейн напал на Иран по американскому наущению, а в Афгане американцы принялись подкатывать к Хафизулло Амину с тем, чтобы тот помог им взять Иран в клещи. У наших при этом произошла «ошибка в объекте» и мы приняли неверное решение что действия США в Афганистане угрожают прежде всего нам, а не иранцам и заверте…
Соответственно США в противостоянии с нами перепробовали всякое разное и вскоре выяснили, что наиболее на деньги падки представители таджикской диаспоры и главным союзником Штатов в этих событиях стал таджик Ахмад Шах Масуд. (И мы уже рассказали во что эта смесь амеропомощи и героинового траффика в момент распада СССР для всех вылилась.)
Тем не менее – к 2001 году власть в Афгане захватили талибы, то есть исламские радикалы, — скотоводы-пуштуны по этническому происхождению, которые стали прессовать союзных американцам таджиков – прежде всего из-за того, что те расходовали местную воду на производство мака и героина, тогда как скотоводам вода нужна для выращивания зерновых для того чтобы было чем кормить местный скот на зимовках.
Американцы вписались на стороне таджиков в данное противостояние и это привело к забавным последствиям. Конфликтология утверждает, что по мере углубления конфликта – стороны делают все, дабы отличаться от своего противника. В случае противостояния таджикских наркодельцов с пуштунскими студентами медресе это привело к тому, что пуштуны зафиксировались в своем исламизме, тогда как в среде таджиков развилось светское мировоззрение. Тем более что главным союзником таджиков были совсем уж светские американцы, которые стремились их использовать против совсем уж исламского Ирана.
В настоящий момент в среде как афганских так и бывших советских таджиков под влиянием их американских учителей сформированы поколения людей, который в исламе ни в зуб ногой, так что нынче легко встретить «таджикского исламиста», который Корана в жизни не видел и ни одной суры по жизни не слыхивал, но тем не менее – внешне соблюдает те, или эти обычаи. (Это не обманет ни студентов медресе из Афгана, ни персидского муллу – так что в исламском мире эти люди нынче в некоей «серой зоне» — той самой «где скрыт иблис»/»шайтаны сидят»).
Это и приводит к тому что в Америке вдруг открывают «ячейки ИГИЛ-Хорасан» (с точки зрения логики это оксюморон, запрещенный у нас ИГИЛ переводится как «Исламское Государство Ирака и Леванта», но Хорасан это область восточной Персии – оттуда до Ирака и Леванта палкою не докинуть и поэтому само это название выглядит как «Европа в Африке) и это объяснимо лишь тем, что у создателей подобных названий лютый географический кретинизм и/или обучение американскою географией.
Соответственно, лимит на воду для орошения в Афганистане ставит простую задачу – или у нас есть вода для производства мака на продажу хрен знает кому и пользуются ею оседлые таджики, или у нас есть та же вода для производства зерна для скота и тогда ею пользуются скотоводы пуштуны (из индоарийской языковой группы – то есть с таджиками – «моя твоя не понимай»).
Пока Афган контролировали американцы – вода была на производство героина, как только контроль перешел к талибам вода пошла на производство зерна для скота. Куда без воды таджикам податься?
Мало того, у всех на слуху эпичное строительство оросительных систем в Афгане устроенное талибским правительством. Для воды будет использована вода Вахша – притока Аму-Дарьи и помимо оросительных каналов талибы строят монументальные ГЭС, а для производства электроэнергии долины будут водою заполнены. В настоящий момент те долины, которые готовы заполнять водою для ГЭС заселены этническими противниками победительных пуштунов – таджиками, а раньше в пресловутых долинах рос героиновый мак. Соответственно талибы считают что делают доброе дело, а Россия и Китай – на своем опыте понаблюдавшие на «героиновые эпидемии» у себя дома их в этом деле поддерживают. Но куда при этом деваться производителям мака из того же Панджшера?
Как я уже говорил – с афганским Панджшерским ущельем граничит область Пяндж бывшей Курган-тюбинской а нынче Хатлонской (после объединения областей Курган-тюбе и Куляба) области. Именно туда талибы массово выдавливают таджикских наркопроизводителей из Афгана. Туда и в сопредельные области персидского Хорасана.
По слухам это население «сильно на хмуром» и «эти-то — ваще дикие». Соответственно бывшие советские таджики – хоть они в свое время и считались местными «исламистами» из этих краев теперь массово выезжают. И выезжают они к нам в Россию.
То есть с момента «окончательной победы талибов в Афгане» — характер эмиграции из этой республики в Россию разительно изменился. Теперь к нам едут те самые, кто некогда «живым людям забивал гвозди в голову прилюдно на площади», а также их дети и внуки и эти вообще по-русски не говорят, и даже не собираются. Надобно понимать, что эти люди в массе своей «кровники» для того же Рахмона и всего его окружения, а так же ярые противники руководства Ирана и талибов в Афгане, так что на их родинах никто их в массе не ждет и все из этого вытекающее.
Зачем, и что именно делать с этой волной – мне не понятно, но надеюсь компетентные органы в этом всем разберутся.
ЗЫ: Чтобы не было вопросов – таджики по времени прибытия в Россию в последние годы все очень разные. Но отличить одних от других по внешнему виду и этническим признакам – практически очень сложно.