Маск делает ставку на Дональда Трампа

Но может пожалеть об этом

Менее чем за неделю до выборов президента США в 2016 году, когда большинство медиа обозревателей считали, что победу одержит Хиллари Клинтон, Илон Маск в интервью CNBS выступил с критикой Дональда Трампа. «Он не похож на политика, который соответствует нуждам Соединённых Штатов» — заявил он.

Через три месяца после неожиданной победы Трампа Маск поменял свою позицию, став кем-то вроде союзника новоизбранного президента. Когда Трамп устроил встречу с представителями технокомпаний в декабре Маск согласился присутствовать. И был не один. Руководитель Apple Тим Кук, глава Amazon Джефф Безос, представитель Facebook Шерил Сандберг, топ-менеджер Microsoft Сатья Наделла и другие присоединились к нему на встрече. Однако они не согласились играть столь большую роль, которую теперь при новой администрации играет Маск, встречающийся с президентом и его командой чаще, чем любой другой лидер техноиндустрии.

После того как Трамп подписал указ о запрете въезда сирийцев и граждан ещё шести стран в Соединённые Штаты, ряд руководителей технокомпаний выступили с критикующими и даже возмущёнными заявлениями.

Маск гордится тем, что видит хорошее там, где другие не способны. Как-то он сказал мне, что его ракетная компания — «гуманитарный» проект.

Сергей Брин, сооснователь Google, который когда-то въезжал в Америку в качестве беженца, присоединился к протестам в Международном Аэропорте Сан-Франциско и выступил на массовой демонстрации, на которой присутствовали более 2000 работников Google в понедельник на прошлой неделе. «Я приехал сюда, в США, когда мне было 6 лет, вместе со своей семьёй из Советского Союза, который тогда был самым большим врагом США» — сказал он — «несмотря даже на опасность ядерного уничтожения… США имели смелость принять меня и мою семью как беженцев«.

Тим Кук написал письмо работникам Apple, критикуя указ об иммиграции Трампа в жёстких выражениях, то же самое сделал и руководитель Facebook Марк Цукерберг. Microsoft и Amazon озвучили свои планы оспорить этот указ в суде. На прошлой неделе руководитель Uber Тревис Каланик покинул совет по экономике Трампа в ответ на компанию #откажемсяотубер (#deleteuber), которая последовала на волне указа, и, по данным The New York Times выступил с разъяснениями перед работниками Uber о том, почему он до сих пор не подал в отставку.

Маск также выступил против указа, хотя и очень осторожно. Он заявил в твиттере, что это «не лучший способ решения проблем страны». И в отличие от Каланика по прежнему даёт консультации администрации Трампа, даже несмотря на сообщения о том, что некоторые клиенты в знак протеста отменяют свои предзаказы на Tesla Model 3.

«Я не могу поддерживать компанию, руководитель которой выступает проводником для развития белого национализма и фашизма в Соединённых Штатах» — написал один из клиентов Tesla в форме отмены заказа, которая оказалась в распоряжении BuzzFeed — «я всегда был фанатом мистера Маска, но его недавние действия отвратительны для меня… остановитесь, Илон».

В одну из недавних ночей Маск попытался в твиттере защитить своё продолжающееся сотрудничество с Трампом: «Консультативные советы просто дают консультации, и их посещение вовсе не означает, что я согласен с действиями администрации» — написал он — «на завтрашнем собрании я и другие его члены выскажем свои соображения по поводу недавнего указа об иммиграции и выскажем предложения относительно изменений этой политики».

Маск, который сам является иммигрантом (его семья переехала в США из ЮАР — прим.ред.), говорит, что понимает позицию тех, кто возражает против его присутствия в совете, однако он верит, что «взаимодействие (с Трампом) по критическим вопросам послужит балансу и сыграет на общую пользу«.

Часть о «балансе» очень важна. Маск знает, что каждый раз, когда он принимает приглашение из Белого Дома, то позволяет Трампу использовать свой уникальный культурный статус в американской жизни как одного из самых обожаемых технолидеров со времён Стива Джобса. В решительно проиммигрантски настроенной техноиндустрии многие и так с неприязнью относились к Трампу, и это чувство усилилось после скандального указа. У многих владельцев автомобилей Tesla схожие взгляды. Маску приходится терпеть репутационный урон из-за этих регулярных встреч, как в глазах его нынешних работников, так и тех, кого предстоит нанять в будущем, и даже среди покупателей. И, тем не менее, он, судя по всему, считает, что то добро, которое он приносит в качестве советника президента, стоит любого репутационного удара.

Я верю Маску на слово, когда он говорит, что его решение принято в интересах баланса, а не в бизнес-интересах Tesla или SpaceX. Даже в Силиконовой Долине, где беседы об изменении мира являются обычным делом, Маск всегда выделялся своей искренностью. Немного людей в этой среде могут так естественно использовать язык морали для описания своих технологических амбиций. Как-то он сказал мне, что его ракетная компания — «гуманитарный» проект. Неудивительно, что Маск может считать, что видит нечто хорошее там, где другие этого не замечают.

Но прав ли он?

Возможно его охладит история инициатив Эла Гора (бывший вице-президент США при администрации Билла Клинтона и кандидат в президента США от Демократической партии, проигравший выборы Джорджу Бушу-младшему в 2000 году — прим.ред) и Леонардо ДиКаприо, которые посетили Башню Трампа (небоскрёб, в котором располагался офис Дональда Трампа в период его занятий бизнесом — прим.ред.) в конце 2016 года в попытке убедить тогда новоизбранного президента в том, что изменение климата — реальная и актуальная проблема. ДиКаприо встретился с Трампом 7 сентября, через два дня после Гора. А уже 8 декабря Трамп разрушил эти надежды, выбрав в качестве руководителя Агентства охраны окружающей среды Скотта Прюитта — того самого Скотта Прюитта, который помогал юридической борьбе против плана «Чистая энергия» — наиболее агрессивной программе администрации Обамы по борьбе с изменением климата. Как тогда объяснял мой коллега Робинсон Мейер, «что отличает Прюитта (бывшего тогда генеральным прокурором штата Оклахома), так это не его несогласие с существующей регуляцией мер по борьбе с изменением климата, а несогласие с использованием регулирования для решения каких-либо экологических проблем вообще«.

В своём заявлении в Твиттере Маск сказал, что одна из его целей — «ускорить мировой переход к устойчивой энергетике«. Согласно изданию Bloomberg, он уже представлял идею введения налога на выбросы углерода президенту. Но пока нет никаких признаков того, что Маск каким-либо образом повлиял на политику новой администрации по вопросам климата и энергетики. И в своём заявлении в твиттере Маск не указал почему он считает, что сумеет убедить Трампа отказаться от своих предвыборных обещаний по вопросам иммиграции, данных ещё на старте президентской избирательной кампании.

Тем не менее Маск оставил для себя один выход. «В этот раз…» отметил он в своей твиттер-записи, подразумевая, что в один прекрасный день может изменить своё мнение по вопросу дальнейшего сотрудничества с Трампом. Рано или поздно он может решить, что его голос будет звучать более мощно в рамках протеста, чем в качестве мягкого шёпота в президентское ухо. Понесёт ли он со временем серьёзные репутационные потери — нам ещё предстоит узнать.

Оригинал: The Atlantic

Источник материала
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем admin на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...


Комментарии