Выставка работ Эдварда Мунка
17 апреля в Третьяковской галерее открылась выставка Эдварда Мунка. Мы собрали минимальный набор фактов о художнике, который поможет лучше понять его творчество. Рассказываем, что повлияло на психическое здоровье Мунка, из-за чего страшился долгих отношений с женщинами и почему не переносил живых цветов.
— В последний раз работы Эдварда Мунка выставлялись в России в 1980-х годах — в «Эрмитаже».
Но экспозиции таких масштабов, что ждет зрителей в Третьяковской галерее, в России еще не было. За возможность показать в Москве один из вариантов «Крика» знаменитого норвежца столичная культурная институция отправит в Осло целых три выставки, когда там откроется новый музей Мунка.
— Эдвард Мунк родился в небогатой семье военного врача.
Будущий художник рано — в пять лет — потерял мать. После чего отец, раньше читавший детям сказки, углубился в изучение Библии. У него всего чаще стали случаться приступы болезненной религиозности. Биографы художника впоследствии именно с этим связывали разочарование норвежца в традиционной религии. Тем не менее, картины на библейские сюжеты у Мунка были. В Москву привезут полотно 1900 года «Голгофа».
— Когда Мунку было 15 лет, от туберкулеза умерла его любимая сестра София.
А у младшей — Лауры — вскоре была диагностирована шизофрения. Здоровье самого Мунка тоже было слабым. Болезни и страх потери близких стали самыми сильными его воспоминаниями о детстве и сказались на последующей жизни, творчестве и психическом состоянии.
— В 16 лет Мунк поступил в технический колледж, но спустя год оставил его, поняв, что хочет заниматься живописью.
Уже в 18 норвежец продал свою первую картину. На протяжении всей жизни, если Мунк продавал полотно ради заработка, он не успокаивался, пока не создавал его заново. Художник всегда внимательно следил, как относятся к его «детям» новые хозяева: «Вы купили не кирпич. Это моя картина. Вы купили только право заботиться о ней. Поэтому я и получил от вас так много денег. Иначе вам было бы неинтересно заботиться о ней».
— Первая персональная выставка Мунка состоялась, когда ему было всего 25 лет.
При этом критики не щадили художника. Ему советовали найти другую профессию и не плодить «едва намалеванных набросков». А после того, как в 1908 году Национальная галерея в Осло купила картину «На другой день», один из критиков написал: «Отныне граждане города не смогут водить своих дочерей в Национальную галерею. Доколе пьяным проституткам Эдварда Мунка будет разрешаться спать в государственной Национальной галерее, чтобы опомниться от хмеля?».
— Мунк был привлекательным мужчиной, на которого обращали внимание женщины.
Но сам избегал долгих романов. Особенно это усугубилось после связи с Туллой Ларсен. Женщина упорно пыталась женить Эдварда на себе, угрожала самоубийством. Когда Мунк попытался отобрать у нее револьвер, она выстрелила — художник лишился сустава на пальце. Это ранение поколебало его и без того неустойчивое психологическое равновесие. А болезненные воспоминания «вылились» в полотно «Любовь и боль», позднее переименованное в «Вампир» (его можно будет увидеть в Москве).
— Эдвард Мунк страдал от одиночества и мании преследования, с подозрением относился к друзьям, считая, что они что-то замышляют против него, раздражался по пустякам и много пил.
Норвежец не переносил, когда к нему в дом приносили цветы, ведь вскоре неизбежно начинался их распад, на автопортретах упорно прибавлял себе несколько лет и пару лишних морщин, а еще ненавидел писать пальцы, уши, ногти и женскую грудь. Тем не менее, в Москву привезут работу «Ревность I». На ней норвежец изобразил героиню с обнаженной грудью. «Демоны» Мунка довели его до того, что в 1908 году он оказался в психиатрической клинике с нервным срывом.
— В начале 1890-х годов Мунк задумал цикл «Фриз жизни», над которым работал на протяжении нескольких последующих десятилетий.
На картинах он стремился с поразительной искренностью изобразить «то, что он чувствует, желает, чего боится». Одним словом — нарисовать картину самой жизни. Названия полотен, входивших в цикл, апеллировали не к событиям, а к эмоциям. Знаменитый «Крик», созданный Мунком в четырех версиях, также был частью «Фриза жизни». Работа стала эмблемой экспрессионизма и своего рода прелюдией к искусству XX века, предвещая ключевые для модернизма темы одиночества, отчаяния и отчуждения.
— В 1916 году Мунк приобрел расположенную неподалеку от Осло виллу Экелю, где жил до конца жизни.
Художник увлекся сельским хозяйством: выращивал овощи и фрукты, разводил домашнюю птицу. В 1918-м Мунк перенес испанку, но несмотря на слабое здоровье, выжил и даже написал автопортрет после болезни. В 1930-м художник пережил кровоизлияние в стекловидное тело правого глаза и почти полностью прекратил писать. Ушел из жизни Эдвард Мунк в 1944 году. И последние годы перед смертью провел в тревоге, опасаясь, что его работы будут конфискованы.