Хата в НАТО
Юбилейный саммит НАТО в Вашингтоне, проходивший в год его 75-летия, оказался для альянса праздником со слезами на глазах. Слезами этими была Украина.
Казалось бы, это должны были быть слёзы радости при одной только мысли о «самом успешном альянсе в истории», который в свои 75 лет находится в отличной боевой форме и готов вести разные типы войн в разных регионах мира. В связи с этим именно украинская тема позволяла участникам саммита, несмотря на нетвёрдую походку и всё более невнятную речь его хозяина Джо Байдена, с металлом в голосе рассуждать о своей готовности к долгосрочному противостоянию с Россией и превращению НАТО из евро-атлантического в глобальный проект.
Упоминание в декларации вашингтонского саммита Китая, чего раньше никогда в истории альянса не было, как выяснилось, тоже было связано с Украиной. Хотя, казалось бы, где Украина, а где Китай! Тем не менее генсек Столтенберг назвал принятый документ «самым сильным посланием, когда-либо направлявшимся Китаю в связи с его вкладом в российскую агрессивную войну против Украины».
Партнёрство Москвы и Пекина НАТО впервые включило в список главных угроз.
В целом же в год 75-летия НАТО Украина стала смысловым стержнем принятых на саммите решений и его итоговой декларации, в которой каждая буква пропитана духом конфронтации. Есть все основания назвать этот документ не только вашингтонским манифестом холодной войны 2.0, но и планом дальнейшей опосредованной горячей войны с Россией на территории соседнего с ней враждебного государства. Неслучайно одним из ключевых решений саммита стала договорённость о предоставлении Киеву в 2025 году военной помощи в размере €40 млрд.
В своё время, в 2019 году, один из участников саммита в Вашингтоне, президент Макрон, сделал нашумевшее заявление о «смерти мозга НАТО», которое в эти дни он как-то предпочёл не вспоминать. Между тем к «смерти мозга НАТО» в эти дни добавилась происходившая у всех на глазах агония мозга Байдена. И это были ещё далеко не все смерти натовских мозгов — как коллективных, так и индивидуальных.
К примеру, мы увидели, как успел доблестно умереть, так и не родившись, мозг новобранца альянса, нового британского премьера Кира Стармера, давшего Киеву разрешение использовать британские ракеты для нанесения ударов по российской территории и пообещавшего сохранить военную помощь Украине на уровне $3,85 млрд в год. Как выяснилось, тема продолжения украинской войны стала для Стармера входным билетом на саммит, демонстрацией старослужащим альянса, что он здесь свой в доску и с оказанием помощи Киеву в Лондоне не заржавеет.
А что же с главным призом для Украины — членством в НАТО? Проявив мастерство словесной эквилибристики, члены альянса заявили о готовности принять её в свои ряды, но только когда наступит подходящий момент. А пока же задача такая: поддерживать Киев «на необратимом пути к полной евро-атлантической интеграции, включая членство в НАТО».
Ещё 16 лет назад, на саммите 2008 года в Бухаресте, альянс записал в своей декларации, что Украина будет в НАТО. Прошло более полутора десятилетий, и вот альянс подтверждает, что Украина не просто будет в НАТО, а будет «необратимо». Какую формулу найдут ещё через 16 лет?
Впрочем, не факт, что тогда будут существовать и нынешняя Украина, и сам альянс. Так что украинская хата в НАТО по-прежнему везде и нигде.