Забытые сказки хирурга-романтика

Вот ращу я своих детей и думаю: детство их должно быть богатым. Нет, я не о том богатстве – не о тряпках и технике, и даже не о заморских путешествиях. Я о впечатлениях и наблюдениях, о людях и животных, хороших фильмах и музыке, о деревьях и ветре, звёздах и цветах. О жизни. Чем больше видит ребёнок, какая она разная, богатая и настоящая, тем острее он воспринимает, живее думает, гармоничнее развивается. И книги здесь, конечно же, не последнюю роль играют.

Ох уж эти книги! Заманивают в свой цветистый мир, а потом и дорогу назад забываешь!

Так нашёлся и поселился на нашем «детском» стеллаже сборник сказок Рихарда фон Фолькманна.

Был он, как говорят, человек недюжинного роста и запоминающейся внешности: рыжеволосый, с синими глазами. Был выдающимся военным хирургом – во время Франко-прусской войны спас множество жизней не только успешными операциями в полевых условиях, но и внедрением метода антисептики карболом. Фолькманну и его жене Господь дал 11 детей.

​Он писал свои сказки прямо на фронте, ночами, после изнурительных операций. Фантазия, корнями уходящая в знаменитый немецкий романтизм, заводила Фолькманна невероятно далеко: в королевство сновидений, туда, где небо сходится с землёй, в неизведанные волшебные страны. Но никогда она не уводила его от самого главного – понимания важности честной и милосердной христианской жизни, какой бы трудной и печальной она порой ни была.

Сказки Фолькманна рассказывают о людях, которые ошибаются, о людях, которые поступают мудро и правильно, о верном и неверном выборе, об уповании на Господа и самонадеянности, о любви. Каждая – хороший урок. Нет, не нарочитое назидание сверху. Пример. А что уж дальше с ним делать – решать читателю.

Книга «Сказки из волшебного сундука» издательства Свято-Елизаветинского женского монастыря в Минске включает 12 произведений. Они переведены замечательным вологодским писателем Робертом Александровичем Балакшиным, который, мне кажется, сохранил и неукротимый дух немецкого романтизма, и многоцветье авторской фантазии, и глубокую, истинно христианскую суть каждой истории.

Уникальность сказок Фолькманна в том, что он использовал характерные жанровые приёмы, чтобы рассказать о вещах совсем не сказочных. Вот, например, для чего нужны волшебные кольца? Правильно, исполнять желания. Этот древний фольклорный мотив говорит о неизбывном стремлении человека воплотить в жизнь мечту. Стать сказочно богатым, удачливым, красивым, заполучить в жёны царскую дочь и полцарства в придачу… Можно ещё вспомнить Толкиена и его волшебное кольцо, которое дарило власть, погружая обладателя во мрак. У Фолькманна всё не так. Он как бы насмешливо ломает этот стереотип – и герой сказки отвергает незаслуженный дар.

Ганс-Простак хранит волшебное кольцо (так и называется сказка), доставшееся ему случайно, всю жизнь. Он честно трудится со своей женой, полагая, что и сам сможет заработать денег, купить поле и скот. К концу жизни, прожитой рука об руку, так и не растратив заветного желания, Ганс и его супруга умирают, окружённые любящими детьми и внуками. Они так и не нашли серьёзного повода воспользоваться подарком судьбы. Ведь всё, что можно было получить своим трудом, они получили.

А вот другой человек воспользовался. Он подменил кольца – выкрал волшебное, а на пальце Ганса-Простака оставил самое обыкновенное. И что же? Загаданные сто тысяч талеров свалились на вора прямо с неба – и задавили его. Кольцо выполняет свою миссию, желание исполнено, но неразумный и жадный человек справиться с ним оказывается не в состоянии.

Практически в каждой сказке Фолькманн затрагивает тему счастья. Причём счастья самого простого, обыденного. Однако простота эта кажущаяся. Как важно создать свой семейный очаг на любви и самопожертвовании, а не на тщеславии и амбициях, как сложно его сохранить – и об этом говорит сказочник.

Например, что делать, если избранник не соответствует твоему идеалу? Вот ты всю жизнь мечтал, чтобы жена пекла ванильные орешки, а она не печёт? Расстаться со своей мечтой, забыть о любимом лакомстве детства? Конечно, если это настоящая любовь! Но приходит день, и бытовые трудности, плохое настроение вдруг заставляют вспомнить об этой глупой мечте, и воспринять её всерьёз, и сказать жестокие слова. А примириться потом ох как непросто – нужно найти в себе смелость и признать свою неправоту…

Или вот волшебное дерево. Под ним снятся людям вещие сны. Но свершившееся счастье – только ли плод видения, или оно создаётся своими руками и трудом?

«Искусный инструмент», «Король ванильных орешков и королева губной гармошки», «Сон под буком» – сказки о любви и семье. О том, как трудно сберечь это простое и хрупкое счастье, о том, как страшно растерять его из-за эгоизма и гордыни.

Такие темы в сказках обычно не поднимаются, но Фолькманн смело повествует о них своим детям (ведь именно для них изначально писались эти волшебные истории). Не романтическая заоблачная любовь, а чувство, требующее внимания, постоянства и самопожертвования – вот основа христианской семьи. И об этом сказочник говорит взрослым и маленьким читателям.

Один знатный рыцарь обидел нищего – и поплатился за это. Рука его покрылась ржавчиной, да такой отвратительной, что пришлось надеть перчатку, скрывающую болезнь. Рыцарь одумался, перестал пить и гулять, женился на доброй и благочестивой девушке.

Вы думаете, это конец? Нет, это только начало.

Грех этого человека оставался нераскаянным, и рука его продолжала ржаветь. Узнав об этом, жена рыцаря берёт на себя тяжкий обет. И только потеряв любимую супругу, рыцарь начинает задумываться – а что он, собственно, сделал не так. Три года проходят в тяжелейших испытаниях для обоих. Заканчивается сказка счастливо и трогательно – на то она и сказка.

Фолькманн не идёт лёгким путём. Его герои должны быть честными перед собой и Богом, и никакие жанровые законы волшебной сказки не упрощают жизнь их души. Наоборот, позволяют пройти путь искупления так, чтобы читатель глубоко задумался – о себе самом.

Сказки в книге расположены не в случайном порядке, они как бы проходят трансформацию: от волшебного повествования – к притче с глубоким христианским смыслом. Так, ближе к концу появляется «Старая мельница» – волшебная история с явным притчевым подтекстом, с серьёзной моралью.

Есть волшебная мельница. Она перемалывает старух. Серьёзно, влезает в неё пожилая женщина – а выходит юная девушка. И мельник при ней особенный – денег не берёт, а просит подписать какую-то бумагу. Нет, не ту, что думается на первый взгляд.

Не душа ему нужна, а заверение, что женщина, проживая снова свою жизнь, в точности повторит все грехи, которые совершила. Выбор, конечно, нелёгкий. Но героиня сказки решает его однозначно. Для маленького читателя сказка эта – хороший урок, для взрослого – пища для серьёзных размышлений над собой.

Последняя сказка в книге – и не сказка вовсе. Даже с точки зрения литературоведения: нет в ней характерных приёмов, нет счастливого финала, хотя и несчастным его не назовёшь. Это история, которая заставляет по-настоящему испугаться самого себя, своих желаний и страстей. История, подтверждающая слова Христа «Царство Божие внутри вас есть» (Лк. 17, 20). Действительно там, и ад, впрочем, тоже.

Умирают богач и бедняк, и апостол Пётр предлагает им выбрать обстоятельства посмертного существования. И богач наконец осуществляет свои мечты – о золотом дворце, о любимых яствах, о беззаботном времяпрепровождении. Но хватает его ненадолго – всего на какую-то тысячу лет.

И, жалуясь навестившему его апостолу на то, как осточертело ему всё кругом, богач узнаёт удивительную вещь – он в аду. И единственное, что ему остаётся – подглядывать в узкую щёлочку на чердаке за тем, как сидит у подножия Божьего престола на маленькой скамеечке бедняк – ведь только её он пожелал себе после смерти.

«Апостол Пётр неслышно ушёл, а богач стоял, вытянувшись в струнку, смотрел в оконную щёлочку, и вечность текла незаметно – тысячелетие за тысячелетием».

Наверное, возникает вопрос: а зачем эти сказки детям? Они непростые, порой печальные, иногда пугающие, и очень, очень серьёзные. Я тоже иногда думаю об этом, но дети несут мне эту книжку и просят читать – в который уже раз…

Источник материала
Материал: Мария Минаева
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Miriam на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...

2 Комментарий
Старые
Новые
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии