2000 км зимой на тракторах без кабин по Якутии

За два дня до наступления нового 1936 года в центральной газете «Правда» было опубликовано тревожное сообщение. Три парохода, тянущие 8 барж с грузом для жителей Якутии сковало льдами на реке Лена.
Люди ждали продукты и необходимые для работы материалы. Для спасения груза «Севморпуть» нашёл неожиданное решение.
В первых числах января директор Челябинского тракторного завода Брускин получил телеграмму. «Севморпуть» готовил экспедицию по вывозу груза. К заводу обратились за технической помощью – предоставить трактора «Сталинец», которым придётся в очень сложны условиях Крайнего Севера пройти 2 тыс. километров пути. С завода ждали ответ.
Задача стояла невероятно сложная – впервые пройти тракторами по Якутии. Выход планировался от станции железной дороги Большой Невер, затем тракторный «поезд» должен был взять курс на север по горной местности, перебраться через хребет и Алданское плоскогорье к месту вмерзания кораблей. По дороге требовалось завезти на Алдан, к рабочим на золотые прииски, необходимое для работы и дальнейшего существования оборудование и два трансформатора. Также суда ждали металл для ремонта. Ведь с началом навигации они снова должны были начать движение. Особенно сложным ожидался участок от прииска «Незаметного» — 600 км дикой тайги с массой зверья. И это не говоря про сильные якутские морозы в 50 градусов и ниже.
Невзирая на трудности, на заводе было подано больше 200 заявлений от тех, кто добровольно готов был отправиться в Якутию. Отбирали молодых, с отличным здоровьем и умелыми руками. За состоянием техники в экспедиции должны были следить два лучших механика-Ивана: Складчиков и Дудко. Главным техническим специалистом стал Василий Сергеевич Козлов. Они также должны были проверить качество работы тракторов на Крайнем Севере.
Одежду участникам экспедиции подобрали основательно, даже более утеплённую, чем обычно носили жители Севера. Главную озабоченность вызывали трактора. Но и эту проблему решили обдуманно. В радиаторы вместо воды залили керосин (чтобы избежать размораживания), создали смазку, которая выдерживали до 60 градусов мороза. На заводе сделали особые шипы, при установке которых на гусеницы можно было добиться лучшего сцепления с почвой. Переделали стандартные сани, которые обычно цепляли к тракторам. Теперь на каждый прицеп легко ложилось вдвое больше привычной нагрузки.
С-60 «Сталинец» — это довольно аккуратная копия американского трактора Caterpillar Sixty (С-60), гусеничного трактора мощностью 60 лошадиных сил (45 кВт), выпускаемого компанией Caterpillar Tractor Company с 1919 по 1931 год. В СССР только аккуратно перевели все размеры из дюймов в миллиметры, и заменили весь крепеж на метрический.
Как нетрудно заметить на фотографии — это не дизельный, а карбюраторный трактор. Приглядитесь — на фото видно магнетто и высоковольтные провода, идущие к свечам зажигания. 4 цилиндра, ага. Здоровенный карбюратор находится с обратной стороны мотора. Топливо — лигроин, для запуска двигателя использовался бензин, возможно использование керосина. Цилиндры крепились к картеру индивидуально и имели отдельные индивидуальные головки. Диаметр цилиндров — 165 мм, ход поршней — 216 мм, рабочий объём 18,45 л, степень сжатия 3,96. Система охлаждения — принудительная, смазки — смешанная, топливо в расходный бачок поступает принудительно, из него в карбюратор — самотёком. Объём топливного бака — 390 л, пускового — 16 л.
Трансмиссия состояла из однодисковой сухой муфты сцепления, трёхступенчатой механической коробки передач (обеспечивались скорости вперёд 3, 4,2 и 5,9 км/ч, а также назад 2,2 км/ч), главной передачей с коническими прямозубыми шестернями, бортовых сухих многодисковых фрикционов, ленточных тормозов и бортовых редукторов. Имелась возможность подключения шкива отбора мощности и установки привода прицепных устройств.
В период с 1919 по 1931 год американцами было произведено 18 948 тракторов CL Best 60 Tracklayer и Caterpillar Sixty (это одно и то же). СССР произвел 69 000 тракторов С-60 (а потом еще очень долго делал дизельный С-65 и его потомков).
Разумеется, в США никто в здравом уме не додумался пахать на Caterpillar Sixty, как в СССР. Это тяжелый (10 тонн массой) промышленный трактор, предназначенный в первую очередь для дорожных работ и перемещения тяжелых грузов.
После месяца подготовки, 4 февраля семь тракторов с прицепами и один грузовик (до ближайшего поселения) выехали из Большого Невера. Началась тяжёлая дорога. Трактора буксовали. Сани двигались не спеша. За первый день пути одолели всего 16 км. Всех взяла рабочая злость. На гусеницы тракторов установили шипы — и далее дело пошло быстрее. Результатом следующего дня стало уже 96 км. Настроение сразу повысилось.
В телеграмме, отправленной на завод на восьмой день пути начальником экспедиции Евгением Иосифовичем Абрамовым (представитель Главного Севморпути), сообщалось, что двигаются при буране, дороги не видно вообще. Впереди пешком продвигаются разведчики. Поскольку это был ещё путь до следующего населённого пункта, слой снега был невысоким. Трактора брали по дороге на буксир брошенные на дороге грузовики с размороженными радиаторами. Также он писал, что некоторые трактористы и механики практически не уходят с тракторов, постоянно следя за их состоянием. Были в колонне и девушки, которые занимались в основном приготовлением еды.
Самым сложным оказался перевал Якут Станового хребта. Здесь при морозе в 57 градусов сила ветра доходила почти до 6 баллов (порядка 14 м/с). Вода с горных ключей обледенила дорогу, образовался уклон в сторону пропасти. Первым решился пойти на своём тракторе механик Иван Складчиков. Решили, что он поднимет и другие прицепы сразу на третьей скорости. Всё обошлось удачно.
На прииск Алдана прибыли раньше на 6 суток. Доставили многотонный трансформатор, множество оборудования и сталь. Далее дорога пошла по таёжной глухомани. В основном передвижение шло по льду рек. Сильно измотал людей приток Алдана – Селигдар. Во льду оказалось множество пустот, которые не держали санно-тракторный поезд в 35 т. Поэтому сотни километров впереди пешком шли разведчики, прослушивая лёд и предупреждая об опасности.
3 марта колонна была в Якутске. За 16 дней хода преодолели 1700 км пути. При этом груз и трактора остались в целости, никто из людей не заболел. Через 3 дня вышли по Лене на Турий Взвоз. Поскольку такую технику в Якутии видели впервые, многие местные жители по нескольку километров ехали за ними на оленях.
К полуночи 16 марта 1936 года трактора снова были в городе, доставив с вмёрзших судов 116 тонн различных товаров, продуктов, топливо и оборудование для электростанции. Рабочие были спасены от голода (хотя брало еду и местное население), а работающие предприятия смогли продолжить свою деятельность. Миссия экспедиции закончилась успешно. Трактора оставили в распоряжении «Севморпути» в хорошем рабочем состоянии.
Так было проверено, что завод ЧТЗ выпускает надёжную технику, способную работать в самых сложных условиях. У следующего поколения «Сталинцев» провели некоторые улучшения. О походе стало известно и за рубежом, что вызвало новое восхищение Страной Советов.
Интересно, что с самого начала выпуска трактора CL Best 60 Tracklayer комплектовались легкой съемной крышей:
Также существовал вариант со стационарной крышей, продолжавшейся до самого радиатора, и со сплошной палубой над гусеницами. Это позволяло обслуживать двигатель трактора в дождь и снег, на такую конструкцию при необходимости одевались брезентовые боковины, защищавшие водителя и мотор от ветра и осадков (не забывайте, что мотор-то карбюраторный, и герметичных свечных головок тогда еще не придумали — элементарное налипание снега на свечи могло оставить мотор без зажигания).
Конструкцию крыши с опускными боковинами можете посмотреть на этом фото. Это более младшая модель Бест-30, но схема крыши у них всех была одинаковая. На фото боковины скатаны в рулоны и закреплены к крыше ремешками.
К сожалению, в СССР всё это посчитали излишествами.
А кому тогда было легко?