День психического здоровья

Сегодня – Всемирный день психического здоровья (World Mental Health Day), учреждённый соответствующей Федерацией. (Сам термин «психиатрия» (то есть – «душелечение») был изобретён всего лишь в начале позапрошлого века – а относительно широкое распространение получит к его середине). По мнению ВОЗ, различные отклонения в этой области имеются почти у полумиллиарда человек… Правда, отклонения бывают разные, да и норма – понятие относительное, и сильно менялось исторически…

В глубокой древности мы находим немало примеров неадекватного (на современный взгляд) поведения – израильскому Давиду ещё до воцарения случалось пустить слюну по бороде или царапать двери; вавилонский Навуходоносор ел траву; ветхозаветный царь Саул страдал приступами эпилепсии. (Впрочем, эпилепсия – дело особое; как известно «Геркулесовой болезни» был подвержен Цезарь, а нашему царю Петру случалось забиться в «падучей», список знаменитостей, у которых наличие «божественной болезни» несомненно, или предполагается – бесконечен!)

Столь звучные наименования давались не просто так: различные формы транса были неотъемлемым элементом древних религий – потому и отношение к состояниям, для которых сегодня существует масса труднопроизносимых терминов (кстати, почерпнутых из античных языков!) …одним словом – отношение к этим «проявлениям высших сил» было, может, и боязливым – но, в основном, почтительным.

Заметим – трепетно внимая своим пифиям, эллины, тем не менее, отличались практичностью. Например, Одиссей, пытаясь закосить от Троянского похода, прикинется сумасшедшим – и начнёт пахать на упряжке из осла с быком, засевая поле солью… но будет изобличён бдительными рекрутерами. (Надо сказать, в довольно жёсткой манере – они посадят на его пути младенца Телемаха). Столь же рационален в своих рассуждениях старик Гиппократ: «Надо знать, что, с одной стороны, наслаждения, радости, смех, игры – а с другой стороны, огорчения, печаль, недовольства и жалобы… происходят от мозга. От него мы становимся безумными, бредим, нас охватывают тревога и страхи». Ну да, всё от головы…

Средние века обновят понятие нормы – и отклонения от неё станут трактоваться однозначно: дьявол вселился!.. В конце XV века выходит пресловутая булла папы Иннокентия VIII «Summis desiderantes affectibus» («Всеми силами души») с рекомендацией: «…разыскивать и привлекать к суду людей, добровольно и сознательно отдавшихся во власть дьявола». Удивительное единство с Ватиканом демонстрирует его непримиримый противник, Лютер: «По моему мнению, все умалишенные повреждены в рассудке чёртом. Если же врачи приписывают такого рода болезни причинам естественным, то происходит это потому, что они не понимают, до какой степени могуч и силён чёрт».

По некоторым подсчётам, за три века в просвещённой Европе сожгут девять миллионов ведьм (конечно, душевнобольными были не все) – примечательно, что эта вакханалия пришлась на самую что ни на есть Эпоху Возрождения!

Совершенно иная ситуация сложится на Востоке: на всё воля Аллаха – включая отклонения (вспомним дервишей!) Потому Авиценна рекомендует: «…против слез и тоски, не имеющих причин в жизни, необходимо применить в качестве лекарств развлечения, работу, песни, так как самая вредная вещь для умалишенного – страх и одиночество». Исторически первые заведения для психбольных появятся именно у арабов, ещё в IX веке – известна байка, как одно из них регулярно инспектировал сам эмир – но однажды он получит от пациента в лицо яблоком (которое тот сам же у него только что и выпросил…) Вельможа обидится, и визиты прекратит… (Примечательно, что одно из таких учреждений в Каире застанут солдаты Наполеона во время Египетского похода)

На Руси ещё князь Владимир распорядится устраивать при монастырях странноприемницы – «…для нищих, странных и убогих людей». Идея карать «одержимых бесом» возникнет шесть веков спустя, на Стоглавом соборе 1551 года – но будет отвергнута. «Бесных» и «лишённых разума» постановят помещать в монастыри «…дабы не быть помехой для здоровых», а также «получать вразумление или приведение в истину». Правда, монастыри эти были, преимущественно, епитимиальные (для провинившихся монахов) – то есть, что называется, «строгого режима»… но всё – не костёр!..

(Заметим – это происходило во времена пресловутого Ивана IV. Мы помним диалог его преемника, царя Бориса с юродивым – А. С. наш Пушкин ничуть не преувеличивает… не зря собор Покрова Богородицы на Кремлёвской площади зовётся собором Василия Блаженного. Юродивым разрешалось всё – более того, принято было их привечать, кормить и одевать! А вот так называемого кликушу могли и прибить…)

Здесь мы пожалуй остановимся. Остаётся добавить, что в Европе душевнобольных, со временем, перестанут сжигать – появятся специальные, так сказать, учреждения. (Первым, наверно, станет в середине XIV века печально известный лондонский Бедлам – название произошло от искажённого Вифлеем; заведение называлось госпиталь святой Марии Вифлеемской). Тут бедолаги и прозябали – в цепях, голые – а по праздникам добрым лондонцам разрешалось приходить на экскурсии и дразнить постояльцев… У нас в 1779-м, при матушке-Екатерине появится «долгауз для пользования сумасшедших» (будущая Обуховская больница)… хотя, справедливости ради, задолго до этого пока ещё живой Пётр III успеет распорядиться: «Безумных не в монастыри определять, но построить на то особый дом, как то обыкновенно и в иностранных государствах…» Впрочем, это – совсем другая история.

Материал: shatff
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Linda на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...

7 Комментарий
Старые
Новые
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии