Дружба народов по-латвийски
В Латвии захотели запретить уличным музыкантам петь песни на русском. С таким требованием к Рижской думе обратилась Лиана Ланга. Делает она это не в первый раз.
Год назад тоже пыталась, но теперь инициативу поддержал целый вице-мэр города Эдвард Ратниекс и пообещал «решить проблему законным путём».
А вы знаете, кто такая Лиана? Она поэтесса. Училась ещё в советской Риге, занималась латышской филологией, и русская «оккупация» нисколько не мешала ей писать и публиковать стихи. Первый её сборник вышел на русском, а тексты для него были написаны в 1988 году, вы не поверите, в Крыму.
Потом она поехала учиться в США — и вернулась убеждённой сторонницей «деоккупации» Латвии. Что, впрочем, не мешало ей продолжать публиковаться на русском языке в страшной России. Сейчас она утверждает, что её поэзия переведена на несколько европейских языков. Я поискал в сети, и максимум, что мне удалось найти в продаже, — это сборник переводов «Актуальная латвийская поэзия», где Ланга идёт через запятую с другими авторами.
Я был бы удивлён, если бы было наоборот: её тексты — это бледная тень американской поэзии, этакая Сильвия Платт, разведённая в пропорции 1:10.
В общем, известна Лиана широкой публике не этим. А тем, что с прошлого года она рыщет по всей стране, выискивая, где говорят на русском, и пишет доносы. Это касается даже сайтов, на которых меню предлагается по-русски. Лиана называет это «дерусификацией».
А теперь давайте представим себе, как горит у пожилой поэтессы-доносчицы, когда она выходит на улицу и слышит, как поют «Пачку сигарет» или, не дай боже, «Ой-йо», «Молодые ветра» или «Мой рок-н-ролл». И кто знает, что происходит в этот момент в её душе? Вспоминает ли Крым? Понимает ли, что её стихи, в отличие от стихов этих проклятых русских, на улицах петь не будут уже никогда?
А может, это было раньше, а теперь годы «борьбы» выковали условный рефлекс — и первый же аккорд, первое же слово просто включает в ней рефлекторную ненависть — и она бежит писать новое письмо в парламент?
Кстати, знаете, как назывался русский журнал, который так охотно публиковал стихи Ланги вплоть до середины 2000-х? Он назывался «Дружба народов».