Глубинная бомба в резиновой лодке — супернаглость по-американски
Что такое «супернаглость»? Например, бежать навстречу поезду и орать: «Задавлю!». Есть и другие, не менее изощрённые способы её выражения. Один из них продемонстрировала американская подлодка «Гато» во время атак на японские конвои.
Японский конвой вышел в море
В конце ноября 1943 года американская разведка установила, что из японской базы на острове Палау отправился важный конвой противника. Он направлялся на их базу — в Рабаул. Корабли везли боеприпасы, горючее и подкрепления японским гарнизонам. Отряд покинул Палау утром 25 ноября и состоял из пяти судов в охранении двух противолодочных кораблей.
USS Raton
Американцы имели в этой области четыре субмарины типа «Гато». Новенькие, ещё не бывавшие в бою, «Рэй» и «Ратон» — и ветераны, «Пито» и «Гато», уже открывшие счёт потопленным японским судам.
Любопытно, что первой конвой обнаружила салага «Ратон». Утром 28 ноября она торпедировала и потопила два корабля из состава конвоя — «Юри Мару» и «Хокко Мару».
Получив сообщение от командира «Ратон», к преследованию японцев подключились «Гато» и «Рей». Перед началом атаки субмарины встретились в море. Их командиры, используя мегафоны, договорились о совместном нападении.
«Гато» вышла на тропу войны
«Гато» обнаружила японский конвой 29 ноября. Её командир, Боб Фоли, решил не откладывать атаку несмотря на отвратительную погоду. Было солнечно, дул слабый ветерок, и видимость была отличной. В таких условиях поднятый перископ хорошо заметен…
В результате противник засёк выпущенные торпеды и уклонился от них, а на «голову» наглой подлодке посыпались японские глубинные бомбы. Впрочем, фортуна благоволила «Гато» и она не пострадала.
Из-за контратаки эскорта американцы лишились контакта с конвоем. Фоли всплыл и бросился за японцами вдогонку. К вечеру контакт был снова установлен, но «Гато» заметили, и корабль эскорта отогнал её. Затем конвой сменил курс и растворился в темноте.
USS Gato
Вторичное рандеву состоялось на следующий день. После полудня на горизонте замаячили мачты японских кораблей. В то время, как преследовавшая караван подлодка «Ратон» отвлекала на себя эскорты, «Гато» приблизилась к судам, выпустила торпеды и ушла на глубину.
Спустя минуту подводники услышали два взрыва. Торпеды поразили войсковой транспорт «Колумбия Мару», который затонул спустя несколько часов.
Бомба с доставкой на борт
Более никакими успехами американцы не блеснули. Ночная атака «Рей» была неудачной. Японцам удалось скрыться. Однако неугомонный Фоли всё же хотел завершить начатое. «Гато» заскочила на базу на Соломоновых островах, приняла топливо и торпеды и снова вышла на охоту, взяв курс к экватору.
20 декабря субмарина обнаружила там другой японский конвой: два судна под охраной охотника за ПЛ и миноносца направлялись на базу в Рабаул. «Гато» снова атаковала противника в светлое время суток. На этот раз успешно.
USS Gato выходит в поход
Торпедированное судно «Цунесима Мару» пошло ко дну, но эскорты, обнаружив американскую лодку, устроили ей настоящий ад. И хотя было сброшено 19 глубинных бомб — не так много, как могло бы быть — такой жаркой встречи с японцами у подводников ещё не было.
В своем отчёте Фоли писал: «Фактически все бомбы взорвались прямо над нами, лодку сильно трясло после каждого взрыва».
Когда двумя часами позже субмарина всплыла, выскочившую на мостик верхнюю вахту чуть не хватил инфаркт. На верхней палубе в кормовой части лодки лежала целёхонькая глубинная бомба!!! Во время бомбежки она попала в палубу и застряла.
Не рванула только потому, что лодка в тот момент находилась на меньшей глубине, чем был установлен взрыватель.
«Шоу на пяти аренах» и «подарок» самураям
Однако, взрывная «находка» не заставила настырного Фоли отказаться от планов напасть на конвой. Определив курс противника, он начал маневр обгона для новой атаки. Но «Гато» ждал неприятный сюрприз — в километре от неё был замечен японский эскорт, который открыл по лодке огонь.
Согласно отчету Фоли, ситуация была аховая, и американским подводникам позавидовал бы сам Юлий Цезарь:
«Это было шоу на пяти аренах разом. На „Гато“ одновременно: (1) отрывались от кораблей эскорта, (2) пытались обогнать транспорт, (3) перезаряжали носовые торпедные аппараты, (4) производили небольшой, но необходимый ремонт, и (5) пытались выкинуть за борт неразорвавшуюся глубинную бомбу — но так, чтобы заодно не оторвало и собственный руль».
Подлодка гналась за оставшимся судном и одновременно удирала от корабля эскорта. А Фоли послал моряков во главе с одним из офицеров избавиться от бомбы.
Подводники проявили редкое хладнокровие. Находясь под обстрелом японцев и рискуя быть смытыми за борт, они тщательно изучили «бочку», перерисовывая все иероглифы и знаки. Затем у них созрел необычный план, как от него избавиться.
Так как скатить опасный груз за борт было чрезвычайно рискованным делом — бомба могла попросту рвануть рядом с лодкой — янки решили устроить самураям сюрприз. Надули резиновую лодку и положили в неё боеприпас. После этого, сделав в лодке дырочку, спустили на воду и пустили по ветру, навстречу японскому кораблю.
Подводники очень надеялись, что лодка уйдёт на дно прямо перед ним, а бомба, достигнув нужной глубины, как следует бабахнет. Однако, этот супернаглый план не сработал: не бабахнула.
В итоге Фоли удалось удрать от эскортного корабля, а совершить нападение на второе судно злосчастного конвоя у него так и не получилось. «Гато» ещё несколько раз попадала в переплёт, а 7 января 1944 года всё-таки пришла на базу.
Так завершился этот богатый событиями поход, благодаря которому субмарина вошла в историю морской войны как лодка, совершившая необычную атаку. Ведь отправить под вражеским огнём бомбу на резиновой лодке — это смекалка, мужество и супернаглость.
Правда, был во время Второй Мировой войны ещё один случай, когда англичане собирались атаковать подобным образом грозу морей — немецкий линкор «Тирпиц». Но это уже совершенно другая история.