Гугель русской литературы
Величайший комедиограф и бытописатель русской литературы Николай Гоголь, который родился в День дурака (правда, по новому стилю), в жизни был, мягко говоря, непростым человеком.
Вот некоторые воспоминания современников:
Я помню, как ленивый и необщительный Гоголь, еще до появления своих «Мертвых душ», приехал в одну среду вечером к Чаадаеву. Долго на это он не решался, сколько ни упрашивали общие приятели упрямого малоросса; наконец он приехал, и, почти не обращая никакого внимания на хозяина и гостей, уселся в углу на покойное кресло, закрыл глаза, начал дремать и потом, прохрапев весь вечер, очнулся, пробормотал два-три слова в извинение и тут же уехал.
Или вот:
Гоголь всегда держал себя бесцеремонно у Хомяковых: он капризничал неимоверно, приказывая по нескольку раз то приносить, то уносить какой-нибудь стакан чая, который никак не могли ему налить по вкусу: чай оказывался то слишком горячим, то крепким, то чересчур разбавленным; то стакан был слишком полон, то, напротив, Гоголя сердило, что налито слишком мало. Одним словом, присутствующим становилось неловко; им только оставалось дивиться терпению хозяев и крайней неделикатности гостя.
Напомню, что версия о сжигании второго тома «Мертвых душ» не подтверждена на сто процентов. Зато достоверно известно, что после отрицательных отзывов критиков на раннюю и довольно слабую романтическую поэму «Ганц Кюхельгартен» Гоголь выкупил все доступные экземпляры и сжег их. Возможно, отсюда и растут ноги, уши и прочие части тела одной из самых известных литературных легенд.
В заголовке — Илья Репин, картина «Самосожжение Гоголя», 1909 г., Третьяковская галерея.