Как наука двигала музыку в массы
Музыка тоже подвержена моде. Однако, в отличие, скажем от одежды, где понятие «модный» четко визуализировано (например, сегодня носим джинсы в обтяжку, а завтра люрикс свободного покроя), то вот музыкальная мода во многом зависит от… достижений физики и химии.
Поговорим о носителях. Долгое время основным «хранителем» музыки была пластинка, вернее – проштампованный колебательный контур в виде дорожки. Долгое время считалось, что отцом звукозаписи является Томас Эдисон. Это не так! Старейшей звукозаписью в мире отныне считается запись, которая была сделана в 1860 году, т.е. за 17 лет до патентования фонографа. В 2008 году в парижском архиве исследователи отыскали и смогли проиграть 10-секундную звуковую запись народной песни, сделанную французским изобретателем Эдуаром Леоном Скоттом де Мартенвилем с помощью устройства, названное им «фоноавтограф». Носителем звука в приборе Мартенвиля являлся лист картона, покрытый толстым слоем копоти от масляной лампы.
В начале 1877 года французский физик Шарль Кро впервые научно обосновал принципы записи звука на барабан (или диск) и его последующего воспроизведения. А несколько месяцев спустя, молодой американский изобретатель Томас Эдисон запатентовал прибор фонограф, в котором звук записывается на цилиндрическом валике, обёрнутом оловянной фольгой или покрытым слоем воска
Через 10 лет американский инженер Эмиль Берлинер предложил использовать для записи носитель в форме диска. Он же разработал принцип массового тиражирования дисков с помощью металлической (медной или цинковой) матрицы. В отличие от фонографа Эдисона (который сам записывал и сам проигрывал), Берлинер разделил процесс записи и процесс воспроизведения. Для первого процесса он разработал специальный прибор — рекордер, а для воспроизведения звука создал другой — граммофон.
До 1903 года все диски были односторонними, затем было разработано устройство для двухсторонней печати.
До 1920-х годов все фонограммы записывались через… рупор, т.е. механическим способом. Так писались и арии Шаляпина, и народное хоровое пение, и речи Ленина.
Представляете, какие были искажения! Затем физики предложили использовать электроакустический метод – записывать звук через микрофон (сначала использовали микрофоны от телефонных аппаратов). За счёт уменьшения искажений частотный диапазон расширился с 150-4000 до 50-10000 Гц. Это изобретение оказало огромное влияние на «моду» звукозаписи. Уменьшение искажений позволило расширить рынок предлагаемой музыкальной продукции. Теперь более-менее качественно можно было записать и негритянский блюз с плантаций, и симфонический оркестр и даже джаз.
В конце 30-х появились первые наработки по записи звука в формате «стерео».
До сороковых годов ХХ века пластинки печатали на бакелите, эбоните или шеллаке.
Изделия отличались хрупкостью и быстрым износом дорожек, вследствие чего качество звука резко падало после нескольких прокручиваний. Ко всему, следует добавить, что в проигрывателях той эпохи применялся тяжелый звукосниматель с металлической иглой, который буквально «выцарапывал» звуковую дорожку. С этим надо было что-то делать – обратились к физикам и химикам.
После множества проведенных экспериментов остановились на материале «винилат» или винил. Первая партия таких пластинок сошла с конвейера фирмы «Colambia» в 1948 году. Это новшество не только убрало «хрупкость», но и дало возможность значительно расширить диапазон записываемых частот до 50 — 16 000 Гц, снизить уровень шумов при полной сохранности тембра, а также увеличить динамический диапазон записи до 50-57 дБ, и намного продлить качественное звучание. Если раньше на пластинке записывались обычно 2 песни, то виниловая основа позволила наладить выпуск долгоиграющих пластинок типа LP (где уже вмещалось более 10 песен). Однако, для таких носителей нужен был новый тип проигрывателя – с тонкой иглой, электрическим звукоснимателем, встроенным усилителем, качественными динамиками и более низкой скоростью вращения звука.
Виниловый формат конкретно встряхнул музыкальные основы – кроме высококачественной записи, он позволил выпускать музыкальный материал в виде альбомов. Пришла мода на рок-н-ролл, твист, буги-вуги и т.д. Пластинки смогли донести до нас энергию Джерри Ли Льюиса и Чабби Чеккера, романтизм Битлз и хулиганскую натуру Роллинг Стоунз.
И самое главное, новые физические параметры звукозаписи и звуковоспроизведения давали возможность записать (и послушать), скажем, эффекты типа «фузз», «овердрайв» или «дисторшн», а это уже эпоха Deep Purple, Led Zeppelin, Black Sabbat.
А теперь на минутку представьте, что было бы если Томас Эдисон или тот же Эмиль Берлинер плохо учили физику в школе? На каких носителях мы слушали бы музыку? Ведь талант – это одно, а записать его, упаковать в конверт и размножить по миру – это совсем другое.