Кардинально изменилась современная война

Среди многих военных и аналитиков сейчас распространилась такая общая точка зрения, что война на Украине в корне изменила представления о способах ведения боевых действий, отменила все то, чему их учили в академиях.

Вот типичный текст «человека в лампасах» об этом:

Есть ощущение, что масштаб и влияние происходящих сегодня на поле боя событий публикой осознается не до конца. В том числе специально подготовленной для такого осознания публикой. При том, что в этом уже нет, казалось бы, никаких тайн.

Однако сдвиг в способе ведения боевых действий настолько фундаментален, что противоречит всему, чему учили всех офицеров во всех ведущих военных школах планеты десятилетиями. И учат прямо сейчас. Это просто не помещается в голове, настолько велика инерция гигантской военной машины.

Всех офицеров учат, что искусство сухопутной войны состоит из концентрации сил и маневра. С понятными поправками то же самое касается войны и в воздухе, и на море.

Ты скрытно от противника накапливаешь свои ударные возможности – технику, личный состав – и затем внезапно используешь их для нанесения удара. На неожиданном для противника участке и в неожиданном для него масштабе. Против чужой пешки внезапно, из ничего материализуется твой ферзь. Это называется концентрация сил.

Затем ферзь совершает стремительный ход. Ничем не прикрытая пешка бита. Фронт проламывается артиллерией и бомбардировщиками, в прорыв устремляются накопленные заранее резервы. Механизированные части (главным образом танки) при поддержке ПВО и авиации за очень короткий срок достигают беззащитных точек в глубоком тылу противника. Это называется маневр.

Описание того, как концентрировать и проламывать (управлять этими двумя процессами), составляет основу военного образования. В любой стране. До сих пор.

События на Украине показали, что современная война отменила и скрытную концентрацию сил, и внезапный маневр. Ты больше не можешь скрытно накопить на узком участке фронта пару сотен танков и 30-50 тысяч солдат для прорыва. Не можешь скрыть их передвижение – ни днем, ни ночью, ни в облачную погоду, ни в дождь, ни в туман. Туман войны, двести лет являвшийся одним из ключевых понятий тактики и стратегии, исчез. Его больше нет – по крайней мере в приложении к событиям, происходящим на линии боевых действий и непосредственно рядом с ними. А то, что вскрыто – уничтожается дальнобойными средствами поражения в режиме реального времени.

Круглые сутки все сколько-нибудь значимые передвижения наземной техники и живой силы на глубине в несколько десятков км от фронта отслеживает разведка – спутники и БпЛА. И твоя разведка, и разведка противника. Скрыть и сконцентрировать можно только то, что находится не ближе 50-100 км от линии боевого соприкосновения, потому что БпЛА туда уже не доходят, а спутниковая разведка все еще имеет ограничения.

Поэтому провалилось прошлогоднее украинское наступление. Поэтому наибольший ущерб противнику наносят дальнобойные удары по критической инфраструктуре. Поэтому ударные беспилотники теперь применяются не то что против танков – против одного-единственного солдата в окопе. Поэтому ПВО выглядит на данный момент сильнее авиации. Поэтому главной ударной силой непосредственно на линии фронта стали тяжелые авиабомбы с УМПК. Поэтому вообще СВО выглядит так, как она сейчас выглядит.

Это просто следствие того, что больше нет ни концентрации сил, ни маневра, зато есть всевидящее око БпЛА.
Перед нами изменения, которые требуют новой военной теории, новых военных учебников, нового военного образования и новой армии как таковой. Тот, кто сделает все это первым – тот и окажется победителем.

Позвольте, но что именно так кардинально изменилось со времен Второй мировой?

Воздушная разведка уже тогда легко вскрывала любое массирование сил и средств. Немецкие «костыли» висели в небе сутками ровно так же как современные БПЛА, и ровно так же выявляли цели и корректировали арту. А пикирующие бомбардировщики громили ближние тылы, являясь аналогом современных высокоточных управляемых ракет и бомб.

А еще пешая разведка захватывала «языки», штабные документы — и прекрасно наблюдала глазами приготовления противника возле ЛБС — как сейчас это делают квадрокоптеры.

Использовались и радиоперехваты и даже включения в проводную связь, использовались акустические установки, аэростаты наблюдения. А партизаны что творили?

Туман войны был мягко говоря уже тогда очень очень условным!

Вообще уже тогда было почти все что есть сейчас, либо имело аналоги. Даже ночные дроносбросы гранат были! — в виде ночных бомбардировщиков ПО-2.

Как же генералы решали вопрос с организацией неожиданных массированных ударов оперативно-стратегического уровня?

Да просто немного думали головой вместо того, чтоб блажить про необходимость новых военных теорий или изобретения нового оружия.

Вот например как Ставка готовила операцию «Багратион» (наступление в Белоруссии 1944 года).

Кстати, это был крайне неудачный участок для большого наступления и очень удобный для обороны — редкие дороги среди лесов и болот, которые перекрыть минами и артой было очень легко и потом громить наступающие колонны как в тире. И конечно же немцы все равно подстраховались и понастроили там укреплений, зарылись по макушку. Они хотя вскрыли факт сосредоточение сил, но были уверены, что это будет второстепенный сковывающий удар.

Советскому командованию удалось всего за месяц там относительно незаметно развернуть гигантскую ударную группировку из более чем 150 дивизий, порядка 2 млн человек с тысячами танков и десятками тысяч орудий. Затем ударами четырех фронтов развалили немецкую группу армий «Центр» вдрабадан. Как же это удалось?

1) Была организована масштабная игра по дезинформации немцев с имитацией главного удара на Украине.

Это делалось объединенными усилиями армейской разведки, НКВД и механизировакнных и танковых войск, имитирующих подготовку большого наступления.

Шли потоком фальшивые сообщения по радио, по всем возможным каналам через двойных агентов и всякие ложные утечки — сливалась деза о подготовке наступления на Румынию и Польшу. Некоторые имитационные соединения на Украине якобы тщательно готовились к отвлекающим ударам, нарочито делая вид, что они лишь отвлекающие! Т.е. отвлекатели делали вид, что будут отвлекать от другого удара, который тоже был отвлекающий! Использовался двойной обман, многоуровневая имитация!

Также строились фальшивые переправы и мосты, устраивались массово фальшивые огневые позиции арты, с которых специально лупила кочующая между ними арта.

На фальшивых позициях ходили ряженые солдаты в офицеров и генералов, якобы делая рекогносцировку. Железные дороги возили тысячи макетов танков на фальшивое направление.

2) На настоящем направлении удара в Белоруссии велись демонстративные приготовления к обороне, строились фальшивые укрепрайоны. Все армейские газеты бодро писали репортажи об ударной подготовке несокрушимой обороны. Настоящие «главноударные» соединения передвигались в полном радио и акустическом молчании исключительно в ночное время, маскировка проверялась специальными офицерами с самолетов. Люди и техника перемещались только малыми группами, а когда военные эшелоны останавливались для разгрузки — их оцепляли специальными патрулями и выводили солдат в час по чайной ложке, сразу пряча на местности.

Вот немецкая штабная карта, на которой показаны предполагаемые удары, как это себе представляли немцы. Заштриховаными стрелками показаны якобы главные удары русских, которые на самом деле были дезой. И севернее лишь пунктиром они изобразили «отвлекающий» удар в Белоруссии. Поэтому танковые соединения они перебросили на юг.

Кто-то возразит — да все равно сейчас такая радиоразведка, такие спутники и беспилотники — все это больше не прокатит. Но откуда мы это знаем, ведь никто не пробовал же, даже отдаленно?

Кроме того, тогда все это работает ровным счетом и против обороны тоже, не только против наступления!

Вы как обороняющаяся сторона не можете незаметно сосредоточить резервы для контрудара. Вы не можете сделать незаметные укрепрайоны, и так далее. Подготовить склады и пункты размещения войск. Все это легко обнаруживается и уничтожается по щелчку пальца!

А еще, наступающим теперь не нужно бросать в бой целые дивизии и армии для глубокого прорыва — потому сейчас что в обороне стоит от силы рота на пару километров. Т.е. мегапрорыв может устроить даже полк, а то и батальон. Который теперь стало возможно например перебросить на сотни километров за сутки, благо есть куча соответствующей техники, которой раньше и не пахло — например тяжелые транспортные вертолеты Ми-26 (один тащит почти роту!). А что касается воздействия высокоточных ударных средств — так и у наступающих револьверты имеются.

Все эти аргументы против нападающих симметрично действуют в обе стороны, и ничего такого нового текущая война не принесла, кроме яркого осознания, что плохим танцорам всегда яйца мешают.

Ну и последнее что хотелось бы также отметить — в годы ВМВ на самом деле в большинстве случаев никакой туман войны не помогал нападающим, а они проламывали оборону либо превосходящей силой/организацией, либо просто пользуясь невероятной тупостью противоположной стороны.

Материал: https://gosh100.livejournal.com/331820.html
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Proper на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...

2 Комментарий
Старые
Новые
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии