Кто написал Адажио Альбинони?
Иногда почитаешь новости культуры, и жутко становится: классики живописи давно в могиле, но писать продолжают.
То Вермеер что-то новенькое на аукцион выставил, то Модильяни с Гогеном опять по картине написали, то Леонардо да Винчи вот прямо в прошлом году явил миру своё новое творение («Спаситель мира»). Эксперты в области изобразительного искусства утверждают, что среди продаваемых картин 50-60% — подделки.
В музыке подделки тоже встречаются, но гораздо реже. И называются они мистификациями, другими словами — обманом и введением в заблуждение. Чаще всего задача этих мистификаций — пиар.
Подделывают в основном музыку барокко (17- начало 18 в.) , потому что она популярна у публики, и потому что жизнь и творчество композиторов того времени не очень хорошо изучены. Следовательно, на этом поле трудно что-либо доказать или опровергнуть.
Истории мистификаций в музыке — это настоящие детективы. Какие только мотивы не руководили музыкантами, и как только хитроумно они не воплощали свои коварные замыслы!
Вот одна из самых известных мистификаций 20 века.
Адажио, так сказать, Альбинони.
Это супер хит 20 века. Его, так же как и Лунную сонату, знают все. Кто только не сыграл, не спел и не был похоронен под это Адажио! Оно звучит в кино, мультиках, сериалах, рекламе и вообще везде.
Но на самом деле эту музыку написал итальянский историк музыки и композитор Ремо Джадзотто в 50-е годы 20 века.
Вот как всё было
Во время Второй мировой войны Джадзотто работал над биографией никому не известного итальянского композитора первой половины 18 века Томазо Альбинони. Эта работа не имела никакого резонанса в научной среде, публика тоже не знала этого имени.
В конце 50-х Джадзотто сделал очень эффектный информационный вброс. Он рассказал, что однажды, в 1945 году, он шел по улице разбомблённого Дрездена. Путь его проходил мимо Дрезденской библиотеки, лежащей в руинах. И вдруг он увидел у себя под ногами пожелтевший от времени нотный листок. На нём было шесть тактов нотного текста и подпись — Томазо Альбинони.
Джадзотто, якобы, предпринял попытку восстановления текста, и получилось вот это самое Адажио — гениальное творение забытого итальянского мастера, чудом уцелевшее в огне страшной войны.
Такая легенда стала мощным пиар ходом для Джадзотто. Она сделала его имя известным и придала ускорение его карьере. Он, становится профессором истории музыки в университете Флоренции, а Адажио исполняется и записывается лучшими оркестрами мира.
Слухи о том, что это подделка, сразу же стали бродить в музыкальной среде. После смерти Джадзотто в Германии развернулась кампания по разоблачению мистификации. Было установлено, что в Дрезденской библиотеке никогда не было такого фрагмента Альбинони, и что стиль Адажио не соответствует не только стилю Альбинони, но и вообще тому времени.
Сам Ремо Джадзотто никогда, собственно, и не утверждал, что произведение принадлежит Альбинони – лишь то, что его «Адажио» – реконструкция на основании найденных фрагментов, общей продолжительностью всего-то шесть(!) тактов.
Да и первоначальное название произведения звучало так: «Ремо Джадзотто. Адажио соль минор для струнных и органа на основе двух фрагментов темы и цифрованного баса Томазо Альбинони».
Но, то ли стремление Джадзотто выдать желаемое за действительное (вероятно, фрагменты произведения он все-таки нашел, но то, что принадлежали они Альбинони, судя по последующим исследованиям, маловероятно), то ли некое стечение обстоятельств, сыграло с ним злую шутку. Популярность самого Джадзотто имеет довольно сомнительный характер, зато его произведение стало известным во всем мире под авторством Альбинони, снискав заодно немалую популярность и самому Альбинони.
В чём парадоксальный итог этой мистификации?
Фальшивое авторство стало брендом. Все уже в курсе этой мистификации, но записывается и исполняется эта композиция всё равно под именем Альбинони.
Альбинони не стал от этого более популярным. Его музыка исполняется очень редко.
Получается, что самое известное сочинение Альбинони — то, которое он не сочинял.
Джадзотто, написавший объективно прекрасную мелодию, не заслужил известности у публики, как талантливый композитор.
Но если в своё время он попытался бы продвинуть эту композицию под своим именем, у него, скорее всего, ничего не вышло бы.
И в списке наших самых любимых классических мелодий не было бы этого Адажио.