Лучшие блюз исполнительницы. Часть I
Блюз с женским лицом – отдельный вид искусства. В своих песнях первые женщины артистки раскрывали общие проблемы: бедность, ревность, печаль, расовая дискриминация, добавляя к музыке свои собственные переживания, делая блюз самым искренним направлением. Лучшие блюз исполнительницы начала XX века не только купались в шелках и бриллиантах, они вышли из бедных семей и не понаслышке знали, что такое горе.
Мэми Смит (Mamie Smith)
«Королева блюза» Мэми Смит является первой афроамериканкой, чей вокал был записан на блюзовой пластинке.
10 августа 1920 года был создан Crazy Blues, который представляет собой лирическую блюзовую тему, ставшую классикой. Тема эта «запятнанная любовь» («человек, которого я люблю /он не относится ко мне хорошо/он заставляет меня чувствовать себя так паршиво? не знаю, что делать»). Запись Mamie была настолько невероятна, что меньше чем за год продалось более миллиона пластинок.
Звукозаписывающие компании не могли игнорировать такие цифры продаж. Начался ажиотаж вокруг женщин-артисток, в которых, как оказалось, не было недостатка. Наступила эра «классического женского блюза»…
Ма Рэйни (Ma Rainey)
Певицы захватили блюз в 1920-х годах, это факт. Благодаря Mamie Smith, блюзовые артистки были востребованы, и одной из первых была Ма Рейни, она же «мать блюза».
Родилась Гертруда Приджетт в Колумбусе, штат Джорджия в 1886 году. Ма Рейни начала выступать еще будучи подростком. Вместе со своим мужем, тоже бродячим артистом, она основала Rainey and Rainey, Assassinators of the Blues.
В 1923 году в Чикаго родилась легендарная песня See See Rider Blues. Известна более поздняя запись, где на трубе и кларнете играет молодой Луи Армстронг.
Бесси Смит (Bessie Smith)
Не менее легендарная Дженис Джоплин считала Бесси Смит величайшей блюзовой певицей в мире. Она не одинока в своем обожании. Бесси – «императрица блюза» – ее имя было первым в музыкальном мире в 20-30-хх годах.
Родилась певица в 1892 (по другим источникам в 1894). Бесси начала выступать на улицах Чаттануга, штат Теннесси с детских лет. В 1923 году она подписала контракт с Columbia Records и добилась успеха с дебютным альбомом Downhearted Blues.
Бесси погибла в автокатастрофе в 1937 году. Несмотря на раннюю славу, ее место захоронения оставалось безымянным до 7 августа 1970 года, когда могила была, наконец, возведена, о чем позаботилась Дженис Джоплин. К сожалению, сама Дженис умерла пару месяцев спустя.
Фильм «В блюзе только Бесси» (Bessie, 2015)
Ида Гудсон (Ida Goodson)
Ида выросла в музыкальной семье, где блюз был под запретом. Отец Иды был дьяконом в баптистской Церкви Маунт-Олив в Пенсаколе и учил своих детей играть на пианино для церковных служб. У Иды и ее сестер были другие идеи: они по очереди стояли на стреме и следили за тем, когда родители возвращались домой, в то время как другие играли блюз.
Сестра Иды Вильгельмина стала более известной под сценическим именем Билли Пирс. Она играла на пианино для Бесси Смит в начале 20-х.
Этель Уотерс (Ethel Waters)
Немногие артисты могли выразить всю суть блюза в одном проведении как Этель Уотерс. Ее судьба была сложена из сюжетов основных тем блюзовых песен. Ее мать изнасиловали и так на свет появилась Этель. Как таковой семьи она никогда не знала и вышла замуж в 13 лет. После быта, наполненного побоями, она ушла от мужа, чтобы влюбиться в наркомана.
Ни один из этих ужасов реальной жизни не лишил ее голоса и огромного сердца. Самыми популярными в ее исполнении были песни His Eye Is On The Sparrow и I’ve Found A New Baby. Этель была первой певицей, исполнившей Stormy Weather. Она дебютировала в 1933 году в клубе Коттон в Гарлеме.
Альберта Хантер (Alberta Hunter)
Альберта родилась в Мемфисе, штат Теннесси в 1895 году. Альберта Хантер 40 лет царила на сцене, а затем оставила все это, чтобы стать медсестрой в середине 50-х годов.
В 1977 году, в возрасте 82 лет, она успешно вернулась в музыку и доказала, что не потеряла ни огня, ни заразительного чувства юмора. Ее уморительное исполнение Two-Fisted, Double-Jointed, Rough and Ready Man бесценно.
https://youtu.be/vfggPdr4lNk
В начале своей карьеры Альберта добилась успеха будучи соавтором Downhearted Blues. На эту песню сделано огромное количество каверов как блюзовыми, так и джазовыми исполнителями. О жизни Альберты снят документальный фильм My Castle’s Rockin.
Певица дважды подделывала дату своего рождения, 1-й раз она хотела казаться старше, чтобы устроиться певицей (она сбежала из дома в 11 лет). 2-й раз когда оставила сцену и пошла учиться на медсестру в колледж она скинула себе годы.
Ида Кокс (Ida Cox)
Если Мэми Смит называли «Королевой блюза», то Ида Кокс была известна как «Некоронованная Королева блюза». Ида была потрясающей исполнительницей и одной из величайших певиц классического женского блюзового периода.
Она фантастически исполнила леденящий кровь Coffin Blues и политический What Did I Do To Be So Black And Blue. К позднему творчеству относится альбом, записанный с Coleman Hawkins Quintet.
Лиззи Майлз (Lizzie Miles)
Как и многие афро-американские певицы 20-х годов, Лиззи Майлз разрывалась между сильным религиозным чувством и исполнением блюза, который многие в то время считали музыкой дьявола.
Во время сильной болезни Лизи поклялась в молитве никогда больше не выступать на сцене, если выживет. Таким образом, до конца своей карьеры она выступала на полу перед сценой или рядом со сценой.
Большую известность в ее исполнении получили Salty Dog и Creole jazz of Eh La Bas. В этих песнях слышен огромный диапазон и талант певицы.
Билли Холидей (Billie Holiday)
Элинор Харрис, более известная как Билли Холидей, обычно ассоциируется с джазовой музыкой, но она в значительной степени находилась по влиянием классических певиц эпохи блюза, Blue Lu Barker в частности. Кроме того, как назвать ее культовое исполнение Strange Fruit, мучительной песни о линчевании чернокожих на юге, если не блюзом? Список «лучшие блюз исполнительницы» был бы не полным без Леди Дэй.
«Королева песни» не обладала большим вокальным диапазоном, но именно то, что она сотворила со своим голосом, сделало ее легендой. Импровизированный стиль Билли вырвал ее за рамки любых представлений о технических способностях.
Гениально, просто и ясно.
Книга Billie Holiday at Sugar Hill – Билли, которую мы не знали
Роза Хендерсон (Rosa Henderson)
Роза Хендерсон известна как исполнительница скорбных блюзовых баллад. Например Nobody Knows The Way I Feel, записанная в 1925 году. Роза записала около 100 песен под различными псевдонимами вроде FloraDale, Sally Ritz, Sarah Johnson и Mamie Harris. В 30-х ее популярность пришла в упадок и она устроилась на работу в универмаг.
Она продолжала выступать, но записи уже не делала и это большая потеря, потому что она была отличной вокалисткой. Записи If You Don’t Give Me What I Want и Don’t Advertise Your Man свидетельствуют о ее таланте.
Берта «Чиппи» Хилл (Bertha Chippie Hill)
Берта родилась в Северной Каролине в 1905 году и изначально была танцовщицей. Затем жизнь ее свела с Ма Рейни и другими блюзовыми певицами.
Она поселилась в Чикаго в 1925 году и стала сотрудничать с лейблом Okeh. В 1926 вышла запись Pratt City Blues, в которой Луи Армстронг играет на кларнете. Она записывала и другие треки с Сэчмо, а еще с гитаристом Лонни Джонсоном и Тампом Red.
Ева Тейлор (Eva Taylor)
Завершаем статью «Лучшие блюз исполнительницы Часть I» именем Евы Тейлор. Родилась в Сент-Луисе, штат Миссури в 1895 году, начала выступать с 3 лет.
Свой первый блюзовый альбом Ева записала для на лейбле Black Swan Records в 1922 году. Ее привлекательный ворчливый вокальный стиль сделал песню хитом и отлично продавался. Запись Ragtime-style Candy Lips, сделанная с ее мужем пианистом Кларенсом Уильямсом отражает все прелести вокальной манеры Тейлор.