Минутка детской литературы от Виктора Мараховского
Из жутких художественных образов, созданных литературой — самый жуткий вовсе не Ктулху Лавкрафта, не Оно Кинга, не Человек Толпы По и уж точно не лермонтовский Демон с подвёрнутыми штанами и дровосечной бородой.
Самый жуткий образ — это Морра из детских книжек финскошведской художницы Туве Янссон.
В принципе все персонажи Янссон балансируют на грани космического ужаса, прячась (кто как умеет) от осознания невыносимой бессмысленности.
Для отвлечения внимания от этого ужаса в книжках Янссон какое-то зашкаливающее количество нямок, драгоценностей (в каждой раковине жемчужина, в каждой пещере рубины) и уюта.
Стремление избежать космического уныния выражено у Янссон лучше всего в образе Ондатра — философа, который умом пытается не привязываться к жизни с её ништяками, но на деле просто пытается выкупить своим показным равнодушием у неизбежности, в которую он заглянул, ещё немного оладий с вареньем.
Но есть персонаж, который поглощён космическим ужасом изначально.
Морра, согласно первому описанию, «не слишком большая и даже не очень страшная. Она просто слишком омерзительная».
В предпоследней повести, «Папа и море», у Морры «нет ничего, кроме времени». Её влечёт тепло — но тепло исчезает, а свет гаснет при её появлении. Всё, что ей удаётся — удаётся плохо. Земля гибнет под ней, всё вянет, ну, вы помните.
И это всё приводит нас к некоторому откровению.
Самый жуткий ужас — это не тот ужас, который МЫ испытываем от какого-нибудь чудовища.
Самый жуткий ужас — это тот ужас, который испытывает само чудовище.
И поэтому какой-нибудь Фредди Крюгер или Хеллрайзер могут нарубить горы трупов, но мы не представим себе ничего страшнее, чем мир Морры, которая «не сделала никому ничего дурного».
Она всего лишь запредельно одинока.
@vmarahovsky