Минутка трагедий от Виктора Мараховского
Дятлы ежедневной газеты «Нью-йоркское время» сообщают нам печальную историю Пита Робертса, природного англичанина, ноттингемского обывателя.
«Пит стал одним из тех рискачей, что вложили свои деньги в криптовалюты, когда цены проломили крышу минувшей зимою.
Ныне, восемь месяцев спустя, 23 тысячи долларов, инвестированных им в несколько цифровых валют (мудро, Пит не будь дурак разложил яйца по корзинам — В.М.), обратились в 4 тысячи. И он с кристальной ясностью осознаёт, что же стряслось:
«Я слишком поторопился, боясь упустить свою удачу, — говорит Пит. — и желал получить быструю прибыль. Увы мне, потери в финансовом смысле не оставили на мне и камня на камне».
У 28-летнего Пита большая компания, пишет NYT. Общая ценность крипты обвалилась за минувшие месяцы на 75%, или на 600 000 000 000 североамериканских долларов.
— То, что слышит сегодня Средний Джо (так зовут по-английски Васю Пупкина) — это упущенные удачи своих друзей. — Иррациональный избыток приводит к финансовому разладу и тормозит прогресс».
…Что хотелось бы отметить.
1) Ничего не понимающий в криптовалюте Мараховский ещё до пика криптовалютного бума, в ноябре минувшего года, рассказывал о том, кто на самом деле является ресурсом блокчейн-бума («вы, ув. современники»), напоминал историю Великой Луизианской Компании и МММ и пояснял:
«Новое время в известном смысле началось с того, что кто-то додумался делать майнинг на желании других людей делать майнинг».
2) Кто-то унёс в клювике сотни миллиардов, раздев миллионы молодых и резких инвэсторов по всей планете — но не надо думать, будто речь идёт только о битке и эфире.
Так, ув. коллега поделился со мною на днях потрясающей новостью, процитирую: «Куча миллениалов порвана турецким кризисом. Одной из наиболее крупных жертв падения оказался инвестфонд Vanguard FTSE Emerging Markets (VWO). Среди главных инвесторов последнего —
Betterment и Wealthfront, два популярнейших робо-адвайзера, которые недорого помогают людям играть на рынке. Обе компании используют алгоритмы для создания портфелей, причем VWO, например, составляет до 15% от некоторых портфелей Betterment.
Почти все клиенты Wealthfront — 85% — до 45 лет, а 55% клиентов Betterment — это миллениалы (как правило, в возрасте от 18 до 35 лет)».
То есть когда ахнула турецкая лира — полыхнули также южные вулканы миллионов юных и резких инвесторов в роботов-зарабатывающих-для-них-на-теслу.
3) Но не следует преувеличивать масштаб трагедии. На днях, на излёте напряжённой недели, я сидел с другом своим ноутбуком за чашкой кофе в кафе на втором этаже метрополиса и прислушивался к тому, как хвалятся жизненными успехами двое молодых резких инвесторов в лиловых поло за соседним столиком.
— Я вкладываю всё почти, а сам живу тысяч на 25 в месяц. — сказал один, стукая бокалом пино гриджо по бокалу друга.
— А я тысяч на двадцать живу вообще. — ответил второй, стукая в ответ.
— Ну да, — сказал первый. — Карта тройка есть, что-нибудь себе купить, иногда вот так посидеть с бокалом… а дома всё есть.
…Ув. друзья, не надо лить слёзы над сбитыми инвесторами. Дома всё есть. Мамин Холодильник спасёт их, что б ни случилось в бушующем море финансовых игр.