Минутка урока мира
Переслано из Мараховское время
Наступила осень, ув. друзья, и жёлтый лист уже вылетел за вами. Птицы-хормейстеры достают партитуры унылых криков, с которыми потянутся на юг их стаи, а превосходный песец приступает к осенней линьке. Настало и нам время поговорить о высоком.
Вопрос о том, смягчаются ли сердца от эпохи к эпохе, по сей день еще решён не до конца. С одной стороны, мы можем почитать в сетях пересказы гортинских законов или кодекса Хаммурапи — и порадоваться тому, что мы не изнасилованная рабыня или не строптивый раб. В те давние времена, если я правильно понимаю, куда большим уважением, чем отдельно взятый человек, пользовалось его имущество. Связано это было, наверное, с тем, что отдельного человека как такового толком не существовало — был ходячий элемент своей семьи, социальной страты, общины и проч. К тому же пара джинсов и смартфон в среднем жили значительно дольше своих владельцев, переходя к детям и внукам — поэтому неудивительно, что отдельное человеческое существо рассматривалось как нечто эфемерное по отношению к его недвижке и сундукам.
С другой стороны, накануне великой войны XX века (войны, разделяемой надвое, но по сути бывшей одной войной в двух главах) тоже модно было думать, что времена варварства позади и уж по крайней мере цивилизованные народы не будут резать друг дружку как встарь. Можно было бы сказать, что эта война от нас неизмеримо далека — но ведь ещё живы те, кто на ней сражался. Когда печать живого ужаса окончательно сотрется и мир начнёт смотреть на себя незамутнёнными глазками обобщённой стримерши Карины — я не дам за безопасность грядущего и ломаного биткойна.
В сущности, нынешний период затяжного мира между великими державами следует назвать Pax Nucleara или Pax Atomica — но что случится, если прогресс выдаст человечеству эффективное средство против радиоактивного загрязнения? Что остановит тогда дьявольскую руку начальника, выслушавшего убедительное «мы потеряем всего 15% городов и не более 8% населения, в то время как проклятые латверийцы будут повергнуты в прах, а уже через пять лет мы будем растить картофель на месте их бывшей столицы»?
В то же время мир социальный, выражаемый в беспрецедентном падении числа убийств и грабежей, следует именовать Pax Cheesburgerica или Pax SecurityCameriana, ибо главные его составляющие — повсеместно доступный минимум еды, постепенное исчезновение понятия анонимности и снижение демографического давления. В некотором смысле нравственность, прежде квартировавшая в людях, сегодня вынесена на аутсорс и передана техническим средствам.
Что если один из перечисленных факторов или все они перестанут действовать?
Мне довелось видеть один случай массовых беспорядков — причём весьма вегетарианский и локальный. Решительно ничто не предвещало. Люди в зимний вечер пошли на центральную площадь города на чьё-то предвыборное шоу. Всё было ужасно пристойно, а уже через пару часов вполне законопослушные мужики (включая одного хормейстера) выворачивали брусчатку и метали её в головы обалдевших полицейских и в стёкла парламента, лилась кровь, переворачивались машины и пухали резинострелы.
Мир очень хрупкая штука — в сущности, он просто ряска на тихом омуте. Не знаю, можно ли его уберечь навсегда — но есть все основания его ценить, пока он есть.