Немного о постправде
История медийного скандала вокруг заморозки 5 миллиардов «российских долларов» в швейцарском банке Credit Suisse — это прекрасная иллюстрация к тезису о том, что мы уже живем в мире постправды, а при желании этот тезис можно усилить: мы живем в мире постправды, в котором правда вообще мало кому нужна.
Напомним фабулу событий. Агентство Рейтер опубликовало (со ссылкой на собственные информированные источники и свою собственную интерпретацию финансовой отчетности) сообщение о том, что во исполнение американских санкций против России швейцарский банк Credit Suisse заморозил некие «российские активы» стоимостью в 5 миллиардов долларов.
Новость была моментально подхвачена российскими оппозиционными СМИ, и даже лоялистские лидеры общественного мнения не стеснялись публиковать эту новость, слегка изменив сопроводительные комментарии. Лет двадцать или даже лет десять назад можно было бы удивляться тому, что СМИ в целом не удосужились получить внятный комментарий со стороны самой банковской структуры, а также не удосужились получить комментарий от тех специалистов в финансовой сфере, которые сразу увидели бы, что вброс шит белыми нитками. Сейчас удивляться этому — как минимум наивно. СМИ слишком заняты продвижением своей идеологической повестки, настаивающей на ужасной и тотальной изоляции России, чтобы их заботили какие-то факты или комментарии. Им слишком важно показать аудитории, что сейчас все плохо, а скоро будет еще хуже, и вообще уже давно пора сдаться в этой новой холодной войне.
Менеджеры Credit Suisse отреагировали сравнительно быстро и принудили агентство Рейтер к публикации дополнительного материала, который по сути полностью опровергает первоначальную статью того же агентства.
Во-первых, ничего не заморозили. Активы на 5 миллиардов долларов просто были реклассифицированны, то есть выведены из пула активов, которым управляет сам Credit Suisse, и теперь банк эти активы просто хранит. Это сделано для того, чтобы эти активы вдруг не оказались в зоне досягаемости американских санкций, то есть в долларовых финансовых инструментах или на счетах в США. Владельцы активов могут их в любой момент забрать из банка или хранить их там дальше.
Во-вторых и в главных, банк подчеркнул, что не собирается отказываться от бизнеса в России и даже больше — «сохраняет приверженность России несмотря на американские санкции» — чем поставил крест на любых попытках использовать инцидент в целях демонстрации тотальной эффективности американских санкций и финансовой изоляции России.
Правда, оказалось, что эта скучная реальность практически не интересна российским СМИ, ни тем которые ищут повод Америку любить, ни тем которые ищут повод Америку ругать. Реальность в эпоху постправды оказалось совершенно невостребованной.
Переслано из телеграм канала Политаналитика